Статья Развитие самоуправления в детском коллективе


Развитие самоуправления в детском коллективе
начальной школы.
 
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
ЦЕЛИ: 
Формирование активной гражданской позиции учащихся;
Реализация права школьников на участие в жизни школы через ученическое самоуправление;
Содействие всестороннему развитию личности.
ЗАДАЧИ: 
Воспитательные:
Развивать организаторские способности;
Воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни;
Воспитывать самостоятельность
Развивать умение делать выбор
Прагматические:
Использовать интеллектуальный и физический потенциал
учащихся в решении задач в жизни класса
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах: 
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
В этом учебном году во 2 классе по моему предложению внутри моего класса все дети распределились по желанию на творческие группы. Распределение происходило по интересам на 4 группы. Каждая команда придумала название своей команде, выбрали капитана. Впоследствии в роли капитана попробовали себя все желающие ребята. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.
На первом классном часе обсудили, с какими поручениями нам легко будет справляться и решили меняться поручениями 1 раз в неделю.
Ребятам очень понравилась такая работа. Они уже сейчас, к концу второго класса без помощи учителя справлялись со своими обязанностями. ЧТП дисциплинирует ребят, организуют их навыки самообслуживания и в домашних условиях.
Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами деятельности являются они сами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.
Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования, и он сможет достичь определенных личностных результатов.
Каждую неделю творческое поручение в группе меняется: 1 неделя - "дежурные”, 2 неделя – "санитары”,3 неделя – "затейники” , 4 неделя –«санитары».
Обязанности командира команды
Является первым помощником классного руководителя в организации воспитательной работы в классе. Является представителем своего экипажа. Следит за информационным стендом класса.
Творческие поручения и обязанности их исполняющих
Дежурные. Проверяет готовность кабинета: расставляет ровно парты и стулья, готовит доску (набирает чистую воду в ведёрко, полощет тряпочки, складывает в коробочку мел, протирает полочку под доской). В конце учебного дня проверяет порядок в классе, моет чисто доску, полощет тряпочки, убирает мел, протирает полочку под доской. В конце учебного дня приводит в порядок доску, ровняет парты, при необходимости подметают пол. При необходимости поливает растения, набирает воду, ухаживает за цветами: обирает засохшие листья, рыхлит землю, протирает листья влажной тряпочкой, опрыскивает цветы.
Санитары:
Проверяют школьную форму и спортивную. Проверяют аккуратность причёсок. Помогают мыть руки перед столовой. Поддерживают порядок на столах в столовой. Проверяют ногти, чистоту рук, обуви. После уроков труда или ИЗО проверяет наличие грязи или бумажек на полу, наводит порядок в классе. Следят за чистотой парт.
Затейники. Ежедневно проводит зарядку перед началом уроков. Разучивают с ребятами новый комплекс упражнений для физкультминутки. Организуют игры на перемене.
Следят за страничкой «Наши именинники», организует поздравления ребят.
Книголюбы: Проверяют у всех учеников наличие учебных принадлежностей перед уроком. Организуют раздачу тетрадей к уроку, необходимых принадлежностей. Проверяют дневники:(заполнение 1-3 страниц), запись расписания на неделю.
Поддерживают порядок в шкафчике с книгами. Обеспечивают наличие дополнительных книг у учащихся перед уроком литер. чтения.
Таким образом, каждый ребенок под контролем капитана команды в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, раздаёт тетради, проверяет форму, проводит зарядку, проверяет выучил ли товарищ урок и др.
Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя придумывают дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.
Раз в неделю на классном часе отводится время для самоанализа деятельности ребят. Во время классного часа команды отчитываются о проделанной работе. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю.
Чередование поручений отслеживается в сводной таблице. В конце учебного года лучший дежурный (группа) награждаются грамотами и памятными сувенирами.
Ожидаемый результат. 
Обретение чувства уверенности в себе.
Умение поддерживать других.
Осознание ответственности за свои поступки.
Расширение представлений о себе, своих возможностях.
Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
Стремление использовать свои умения на радость близким.
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Такая форма работы, хоть и требует от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся, Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.