Обобщение педагогического опыта по теме: Воспитание толерантного отношения в классном коллективе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каргапольская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Н. Ф. Махова»


Баутина Оксана Васильевна
Классный руководитель 6 «А» класса
Тема опыта: «Воспитание толерантных отношений в классном коллективе»
Представление педагогического опыта.
Информационный блок.
(Слайд 1)
Тема опыта: «Воспитание толерантных отношений в классном коллективе»
Автор опыта: Баутина Оксана Васильевна, классный руководитель 6 «А» класса, МКОУ «Каргапольской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н. Ф. Махова»
Условия возникновения, становления опыта
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель.
В настоящий момент я являюсь классным руководителем 6 «А» класса. С этим классом я работаю уже два года. В самом начале нашей совместной работы, я начала задумываться, в каком воспитании нуждаются мои учащиеся. Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир, не причиняя вреда другим? Как воспитать терпимость по отношению друг к другу и к окружающим их людям? Как ученикам успешно адаптироваться не только в школе, но и за ее пределами?
Просто говорить о терпимости недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому я уже в течении двух лет работаю над темой: «Воспитание толерантного общения в классном коллективе».
(Слайд 2)
Цель опыта – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения. Стилей мышления и поведения.
(Слайд 3)
Главная задача – воспитать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
(Слайд 4)
Актуальность темы
(Слайд 5)
Актуальность проблемы заключается в том, что на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития, формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде (профессиональный стандарт педагога)
Теоретическая обоснованность опыта
(Слайд 6)
Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениями верованиям. Сегодня толерантность рассматривается в контексте таких понятий (Слайд 7) как признание, принятие, понимание.
Для школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-25 детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
(Слайд 8)
Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа.

Воспитательная работа с учащимися и родителями
Система классных часов и коллективно творческих дел, которые я разработала за два года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Поскольку для моих детей очень важно признание и одобрение со стороны родителей, я активно привлекаю их к делам класса. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
С этой целью я организовывала с ребятами (Слайд 9) различные праздники один из них – это «Новогодний карнавал», дети сами подготовили и провели (каждый подготовил номер самодеятельности или поздравление, никто не остался в стороне, активно принимали участие во всех конкурсах). Сейчас ребята готовят праздник для мам «А мамины глаза всегда следят с волнением за нами».
(Слайд 10)
Большое значение имеет и работа, организованная с родителями. Были проведены следующие родительские собрания: «Адаптация 5-классников» (с участием школьного психолога Мартьяновой Н. И.), «Права несовершеннолетних» (с участием ГИБДД Богдановой С. А.), «Первые проблемы подросткового возраста» и «Как противостоять насилию?».
Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллектив. На этом этапе я формировала и развивала чувство сплоченности классного коллектива, обучала детей взаимодействию при решении проблем, разделению труда при выполнении заданий, воспитывала у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формировались традиции классного коллектива.
Психологом школы Мартьяновой Н. И. была проведена диагностика учащихся методом незаконченных предложений «Классный коллектив глазами учеников». Ребята отмечают, что наш класс очень дружный, активный, веселый и всегда готов помочь в беде. (Слайд 11) А также мною были проведены классные часы. Так, например, «Юридическая консультация» (в форме игры), где учащиеся выступали в роли юристов, и к ним на консультацию приходили различные герои. Задача ребят была определить какие права были нарушены.
Как я уже отмечала, для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в классе становится: создание условий для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, развитие умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, с походами, помогающие делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому я привлекала к работе и тесно сотрудничала со школьным психологом.
(Слайд 12)
Но следует отметить, что если в классе регулярно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. (Слайд 13) Чтобы этого не произошло, я стараюсь увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольных мероприятиях, которые проводятся в школе регулярно. (Слайд 14) Как сами ребята отмечают, наш класс очень активный, поэтому они участвуют во всех общешкольных мероприятиях. В спортивных мероприятиях ребята всегда занимают призовые места. Честь класса защищает команда учащихся, а остальные всегда переживают и бурно болеют за них.
Таким образом, в классе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Результативность опыта
В течении двух лет, работая со своим классом, я достигла хороших результатов. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться друг к другу, в классе действует самоуправление. В моем классе система самоуправления выглядит так: (Слайд 15)
1901190109220Актив класса
0Актив класса

-346710180975Староста класса
00Староста класса

39300151479548153401479540
514921538735Культурный сектор
00Культурный сектор

22440905842000147256512700033680405842038442905842000
529590187325Пресс-центр
00Пресс-центр

273875573660Спортивный сектор
00Спортивный сектор

4387215116840Трудовой сектор
00Трудовой сектор

143446583820Учебный сектор
00Учебный сектор

(Слайд 16) Организуя работу по секторам, в классе сложились традиции такие, например как, поздравление каждого учащегося класса с днем рождения, коллективные занятия спортом (катания на коньках и лыжах), посещение различных экскурсий.
(Слайд 17)
С удовольствием ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам.
Учреждение 5 класс (2014-2015 гг) 6 класс (2015-2016 гг)
Школа искусств 6 учащихся 9 учащихся
ДЮСШ 4 учащихся 3 учащихся
ДОЦ «Радуга» 9 учащихся 10 учащихся
Итого: 19 учащихся (76 %) 22 учащихся (88 %)
(Слайд 18)
Также педагогический мониторинг уровня воспитанности учащихся показал положительную динамику.
5 класс (2014-2015 гг) 6 класс (2015-2016 гг)
Уровень воспитанности 4 балла (хороший) 4,5 балла (хороший)
Распространение опыта работы
Важной частью повышения квалификации учителя является распространение собственного опыта.
В декабре 2015 года участвовала в конкурсе «Учитель года» в номинации «Лучший классный руководитель» и заняла III место. (Слайд 19) В качестве конкурсных испытаний был дан открытый классный час по теме: «Что такое толерантность?» и обобщение собственного опыта по теме: «Воспитание толерантности в классном коллективе».