Материал на тему История бригантины МЕРКУРИЙ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шереметьево Вяземского муниципального района хабаровского края
Реферат
Тема: «История бригантины «МЕРКУРИЙ »Выполнила: Зайцева Диана Максимовна
ученица 7 класса
2017 г.
с. Шереметьево
Бриги и бригантины — легкие, небольшие парусные корабли. И у брига, и у бригантины по две мачты. Отличие в парусах — бриг несет прямые паруса на обеих мачтах, а бригантина — только на первой. Военные бриги и бригантины применяли для разведки и посыльной службы. В мирное время они охраняли морские границы и перехватывали контрабандистов. Вооружение этих кораблей невелико — у брига обычно было 18–20 пушек, а у бригантины и того меньше. Бригантина несколько меньше брига. Эти быстроходные парусники с давних пор стали символом морской романтики. Современные любители парусной старины нередко строят стилизованные бриги и бригантины, совершают на них далекие морские походы. Действительно, поворотливые и легкие на ходу бригантины нередко использовались морскими разбойниками. Например, жестокий пират Бенито де Сото, грабивший суда в Южной Атлантике в тридцатые годы XIX века, ходил на бригантине, которая называлась «Мрачная шутка». И само слово «бригантина» происходит от французского слова «brigand» — «разбойник», а не от слова «бриг», как можно было бы подумать. Дело в том, что первоначально бригантинами называли легкие суда Средиземного моря, на которых корсары Алжира и Туниса в XV–XVII столетиях нападали на французских, испанских и итальянских купцов. Но, конечно, неверно было бы связывать образ бригантины только с пиратством. Большинство бригантин и бригов были честными морскими тружениками и воинами.
Но в руках умелого и опытного командира и такой, слабый, на первый взгляд, корабль мог быть грозным оружием. В 1829 году черноморский бриг «Меркурий», проводя разведку, столкнулся с турецкой эскадрой. Ветер был невыгодный для «Меркурия». Два турецких линейных корабля нагнали русский бриг и открыли по нему огонь. Турки рассчитывали на легкую добычу. Но не тут-то было — наш бриг, которым командовал капитан-лейтенант А. И. Казарский, несколько часов отважно отбивался от врага и сумел повредить мачты на обоих кораблях, вынудив их отказаться от погони. У «Меркурия» было 20 пушек, а у турецких кораблей на двоих — 184 орудия!

Рис.1 фото и чертеж бригантины «МЕРКУРИЙ»
14 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг – и два линейных корабля Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. «Меркурий» ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом «Меркурий».
Турок писал:
«Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и – дело неслыханное и неимоверное – мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.
Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига – «МЕРКУРИЙ».
Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»:
«Такого самоотвержения, такой геройской стоимости пусть ищут в других нациях со свечой…»
Вскоре после боя офицеры «Меркурия» были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг – самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть «Память «Меркурия».
Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6 – 24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.
В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 2 изображен бриг «Меркурий».
 
Рис. 2 Легендарный бриг "Меркурий" 
Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 3. Его обозначают термином бригантина.
 Рис. 3 "Истинная бригантина"
Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от «бриг». Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том «Истории корабля», изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:
«Бригантины» в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами».
Более четкую формулировку термина «бригантина» дает советский адмирал К. Самойлов в своем «Морском словаре» (1939 г.):
«Бригантина» (brigandtine):
1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.
2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand – разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.
Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова «brigand» – разбойник, вторая, более поздняя,- от слова «бриг» (brig).
Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: «истинные бригантины» и «шхуно-бриги» (рис. 4). 
Рис. 4 Шхуно-бриг, или поздняя бригантина 
К разряду «истинных бригантин» они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус – грот – заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.
На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит парусник, изображенный на рисунке 5. Но он относится к разряду шхун. Его паруса – косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Рис. 5 Марсельная шхуна

Мой брат Марк , собирает модель бригантины