Конспект урока на тему: Предыстория России (10 класс, профильный уровень, ОС Школа 2100)


Урок № 28 история 10 класс
Тема: Предыстория России
Цель:определить,какой вклад в освоение пространств современной России внесли племена, расселившиеся по территории нашей страны в первобытную эпоху.
Определить, представители, каких языковых семей расселились на территории современной России в эпоху древнего мира. В чем эти племена отличались друг от друга? Сделать вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Тип урока:Изучение нового материала
Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать Факторы самобытности российской истории. Первые культуры и общества
Ход урока
Действия учителя Действия ученика
1.Создание проблемной ситуации.
- Давайте обратимся к историческим документам на стр170.
-Сравните распространенное мнение о предках современных россиян и научные факты: в чем они противоречат друг другу?
- Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия.
- Сравните с вариантом авторов на стр. 367. Чтение документов на стр. 170
Кого можно считать предками современных россиян?
2.Гипотезы
- Какие у вас есть предположения на счет решения этой проблемы? 3. Повторение необходимых знаний
-Объясните значение слов: народ (этнос), племя, родовая община (словарь)
- как образовались народы (этносы) при переходе от первобытного общества к цивилизации? (§4, стр. 56-57)
- В чём причины и значение Великого переселения народов в мировой истории? Народ (этнос)- это общность людей, обладающих общим самосознанием, выраженным в самоназвании и в осознании своего единства, отличия от других этносов по каким-то стабильным особенностям культуры: традиции, образ жизни, поведение, как правило, единство языка, историческая память и т.д.
Племя–это союз родовых общин, которых объединяют единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.
Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми старейшинами.
Стр 57 последний абзац.
Стр. 118-119, вывод на стр. 122
4.Открытие нового знания
Чтение п.1. Стр. 171-173
-Что определяло единство народа?
-О каких видах культуры сказано в тексте?
-Дайте определение материальной культуры.
-В чём крылись отличии народов?
- Дайте определение духовной культуры?
- Как шёл процесс образования народов на территории нынешней России?
- По тексту определите, какой вклад в освоение пространств современной России внесли племена, расселившиеся по территории нашей страны в первобытную эпоху.
-Сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Чтение п.2. стр. 172-173.
-Определите, представители каких языковых семей расселились на территории современной России в эпоху древнего мира.
-Чем эти племена отличались друг от друга?
-Сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
Чтение п. 3. Стр. 174
- Рассмотрите карту на стр. 175 и перечислите племена, которые входили в единую культурную общность восточных славян от Карпатских год до Верхней Волги.
-Позднее из нее выросли современные народы: русские, украинцы и белорусы.
-Используя текст, сделайте вывод по проблеме: кого можно считать предками современных россиян?
-Единство народа определяло уже не кровное родство, а культура.
- О материальной и духовной.
-Материальная культура – это занятия, жилища, одежда, орудия, предметы быта.
В духовной культуре
Духовная культура- это мифы о происхождении мира, богов, людей; сказаниях о героях, песнях, танцах.
Древнеевропейские племена
Индоевропейцы
5. Итог урока
Сформулируйте вывод по проблеме урока.
- Сравните свой вывод с авторским.
6. Домашнее задание §12, стр. 170-175