Факультативный курс: Математика для любознательных

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91» г. Перми
 
Согласованно
Руководитель ШМО
Чистякова И.Г./___________
                            
Протокол №_______
от « » __________2013 г
Согласовано
Зам. директора по УВР
 Вилисова С.И./__________
 
                          
  «___» ___________2013 г
Утверждаю
Директор школы
Логутов В.И./_______________
                           
 Приказ №______
от «___» ___________2013 г

 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математика для любознательных»
ДЛЯ  7 КЛАССА
 НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
  
                                                                              

Сабурова Лидия Алексеевна,
учитель математики 
 
 
 





2013г. Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить школьника начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Принуждение, которое угнетает ребенка не способствует развитию его учебной мотивации и математических способностей. Сделать процесс обучения увлекательным и интересным могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ученика внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Программа факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения нестандартных математических задач с помощью логической культуры мышления. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но содержит новые элементы информации творческого уровня и повышенной трудности.
Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, превышающий обязательный.
Цели курса:
развитие познавательных способностей, общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Задачи курса:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
подготовить учащихся к успешному участию в предметных олимпиадах различного уровня;
научить школьников решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Занятия содержат много исторического материала и энциклопедических сведений о предмете. Задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют ученикам увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала, дидактических игр. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников при изучении данного факультативного курса:
Сравнивать разные приемы действий;
выбирать удобные способы решения;
моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;
анализировать полученные результаты;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближнего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие формы занятий:
уроки - исследования, ролевые игры, устные журналы;
обсуждение заданий в дополнительной литературе;
доклады учеников;
составление рефератов.
Программа курса "Математика для любознательных" рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.
Содержание курса:
Разделы программы направлены на:
развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
расширение и углубление кругозора и исторических знаний учеников о математике, знакомство учащихся с некоторыми общими идеями современной математики.
формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения нестандартных и олимпиадных задач.
на изучение геометрических фигур и величин, их свойств и места в окружающем мире. Подобранная система упражнений и задач развивающего характера, позволяет формировать навыки пространственного мышления учащихся
Разделы программы состоят из разнотипных задач, представленных в материалах олимпиад разного уровня и разных лет. Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады, а также научные сообщения.


Календарно-тематическое планирование.
№ п.п.
Название разделов и темы занятий.
Кол-во часов


В мире математических задач.
1


Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением
1


Старинные задачи. Задача Диофанта
1


 Историческая справка «Кто это, Эйлер?»
1


Загадки простых чисел
1


Совершенные и дружественные числа.
1


Магические квадраты [(2х2) (3х3)] Составление их
1


Из истории развития геометрии
1


Математические софизмы, головоломки
2


Простейшие преобразования графиков
1


Задачи на движение
1


Задачи о «мудрецах и лжецах»
1


Комбинаторные задачи. Вероятность события
1


Комбинаторные задачи. Виды соединений
2


Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.
2


Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
2


Числовой луч. Сетки. Игра "Морской бой".
1


Комбинации и расположения. Игры: «Сколькими способами», «Дерево выбора», «Комбинаторика на шахматной доске», «Блуждания по лабиринтам».
2


Логические задачи в сказочных сюжетах
1


Решение логических задач с помощью «спичек»
2


Формула вечного календаря. Действия «И-Или»
2


Листы Мебиуса
2


Топологические головоломки (знакомство)
1


Фокусы без обмана. Игры: «Угадать дату рождения», «Быстрый счет»
1


Игры : «Сколько мне дней?», «Сколько мне минут?», «Сколько мне секунд?»
1


Геометрия на спичках.
1


Всего
34 часа



Форма контроля знаний:
На факультативных занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий учащиеся должны:
расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
повысить интерес к математике, как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
выработать умения решать занимательные задачи;
развить умения точно выражать свои мысли.


Список литературы
Математическое образование. Прошлое и настоящее. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Математические этюды. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Кенгуру 2011». Задачи, решения, итоги. СПб, 2011, 72 с., ил.
Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 18. Комбинаторика. СПб,  2010,  28с., ил.
Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 12. Книжка о дюймах, вершках и сантиметрах. СПб, 2005, 28с., ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М. «Дрофа» 2010 г.
Стандарт по математике. 500 геометрических задач. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], М., Просвещение, 2007г.
Избранные занимательные задания из книги И. Г. Сухина "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами". М., АСТ, Астрель, 2005, 400 с.








13PAGE 15


13PAGE 14215




„ђ Заголовок 1 Заголовок 2ыђ Заголовок 315