Конспект урока литературного чтения по теме Разгадываем загадки сказок

Тема урока: «Разгадываем загадки сказок»
Цель: подробнее познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах
показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка,
пьеса, опера, живопись).

Оборудование: учебник, рисунки декораций, костюмов В. Васнецова к опере Н.А. Римского-
Корсакого “[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]” , запись арии Леля из оперы “[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]”, словарь
С.И.Ожегова, В.И.Даля


Ход урока:
1. Актуализация опорных знаний
- Эпиграфом к нашему уроку хочется взять слова искусствоведа Натальи Михайловны Ведерниковой :
«Сказки – это те мостки, которые связывают прошлое с настоящим»
- Как вы понимаете эти слова?
- Назовите тему и задачи нашего урока?
Читая сказки, мы узнаём о жизни наших предков. Сегодня мы продолжаем путешествие во времени и отправляемся в Древнюю Русь. Посмотрите на экран.
Это древний русский город – Кострома. Именно здесь родилась героиня нашей сказки

Здесь когда – то, у самой Волги
Родилась, чтобы жить очень долго
Чудо сказка о русской фее.
Дочь Весны с голубыми глазами
И Мороза с седой бородою
Не могла она быть крещёной
Из Волги святой водою!
Но, она здесь совсем не тужила
Здесь в народе её уважали
Кострома ей наряды шила,
Кружевные вязала шали! КТО ЖЕ ОНА?

2. Словарная работа – в группах
Прежде чем работать со сказкой, мы разберем некоторые слова и выражения, которые встречаются в ней. Попробуйте объяснить их смысл.

Расти не по дням, а по часам – очень быстро души не чаяли – очень любили студеный ручей – холодный дитятко – ребенок хворост – сухие ветки боязно – страшно
лелеять – оберегать ухаживать

3. Чтение сказки обмен мнениями. Постановка проблемы
-В чём мудрость этой сказки, о чём она? Неужели, она учит нас только тому, как лепить снежную бабу? В сказке спрятаны какие то тайны. Давайте их разгадаем.

- Были ли счастливы Иван и Марья до появления Снегурочки? Почему? Почему они решили слепить её? Докажите словами из текста.
- Закончите фразу: Нет в семье счастья, если нет _______________________
- Как они относились к дочке? Видно ли это в сказке? Докажите словами текста.

Вывод: Сказка о любви и семенном счастье, к которому стремиться каждый человек.
Первая загадка
- О каких событиях из жизни славян рассказывает сказка?
Вторая тайна : обычаи и праздники древних славян
В сказке описывается древний праздник - день Ивана Купалы. Девушки и юноши идут в лес, чтобы увидеть, как цветёт папоротник. На самом деле у него нет цветов, но по поверью, увидевший цветок папоротника, найдёт своё счастье. Девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши костёр. Пустивший по воде венок, обрётёт любовь, а прыгнувший через костёр станет здоровым
Третья тайна: мифы древних славян

4. Знакомство с мифом о происхождении растения «Иван – да- Марья»
Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. На берегах эторй реки родились брат и сестра –Кострома и Купала.
По преданию, когда-то давным-давно, к Ра- реке прилетела птица смерти - Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави – невидимый мир, мир темных духов, неприкаянных душ людей
Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери богини ночи Купальницы, тайком от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того приключилось несчастье. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет.  Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей. И однажды Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней жениться. Купала и не возражал очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, Кострома.  Раньше этот цветок так и назывался Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь Богородицы Марией.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 5. Творческая работа – обрывная аппликация «»

6. Знакомство с образом Снегурочки в драматургии, музыке, живописи.
С того момента, как появилась эта костромская девушка, её образ вдохновляет поэтов , художников и музыкантов на создание новых произведений.
А.Н Островский написал пьесу – сказку «Снегурочка», композитор И.А.Римский –Корсаков написал оперу. А когда зрители пришли на премьеру этой сказки, они были восхищены декорациями, костюмами которые подготовил сам В.М.Васнецов- наш великий русский художник.
- Посмотрите либретто. Какие новые персонажи появились в авторской сказке?
- Я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы «Снегурочка»









Заголовок 2 Заголовок 315