Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка Айога


Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка "Айога"
 
 
  Масальская Маргарита Викторовна, учитель начальных классов Конспект урока литературного чтения по теме «Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка «Айога» 2 класс Цели урока: Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения. Метапредметные: регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ; познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное; коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные). Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки. Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре. 1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) - Сегодня на урок литературного чтения пришли гости. - Давайте поздороваемся с нашими гостями. Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! -Проверьте готовность к уроку: • учебник • карточки с заданиями 2. Актуализация имеющихся знаний. - Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением. - Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах. - Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы . -Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название (даны отрывки из различных сказок) - Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки? -Докажите , что это сказка.( есть зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа) -К какой группе относится ваша сказка? - Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки. схема на доске ( народные и авторские, по содержанию- волшебные, бытовые, о животных) 3. Определение темы, постановка учебной задачи. - Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. -Рассмотрите иллюстрацию. ( на слайде изображение девушки с крыльями) -Предположите, о чём мы сегодня будем читать. -Итак, вы высказали своё предположение. -На нашем уроке встретятся и другие герои. -Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки) -Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы) трудолюбивая мама справедливая девочка Составьте пары, используя слова из двух столбиков. - Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке. -Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки. ( на слайде дано изображение книги) - Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку) -Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора) -Так определите название сказки и её автора. ( на слайде запись «наоборот») агойаакзаксяаксйанан - А как вы догадались? -Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? («Айога») -Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? ( определить цели работы) - Ваши предложения, с чего начнём работу? - Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. (слайд) ( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение) 4. «Открытие нового знания» - Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова . - Какие слова нам встретятся, прочитайте на слайде. Нанаец, мялка, покоробятся (на слайде) -1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся слово? - Зачитываем значение слов. - Закройте словари. Итак, что обозначают слова «нанаец, мялка, покоробятся »? - Давайте проверим наши предположения и послушаем сказку в исполнении профессионального чтеца . (звучит звукозапись) - Оправдалось ли наше предположение? - Кто понравился в сказке? - Почему эту историю можно назвать сказкой? - Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ. - Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим. - Но перед такой важной работой наберёмся сил. Физминутка - Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем, - На носочки станем, выше, а теперь опять пониже. - Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора. - Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов. - Приседайте столько раз, сколько паучков у нас. 5. Реализация построенного проекта - Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу) - Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: дочь) - Почему все любили девочку? - Найдите и прочитайте описание девочки. - Почему Айога стала ленивой? - Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить? ( на слайде картинка по содержанию 1 части) - Продолжим читать дальше (2 часть- про себя) - Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать ,дочь, соседская девочка) - С какой просьбой обратилась мать? - Прочитайте, что ответила девочка? -Почему она так поступила? -Кто помог матери? -Подберите прилагательные, характеризующие соседскую девочку. -Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 2 части) - Продолжить читать сказку (3 часть- жужжащее чтение) - Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать, Айога, соседская девочка) - Почему мать не даёт Айоге лепёшки? -Какие слова матери являются самыми важными , прочитайте. - Что нарисуем сейчас? ( на слайде картинка по содержанию 3 части) - Читаем дальше ( 4часть – по цепочке) - Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: соседская девочка и Айога) - Почему рассердилась Айога? -Как проявляла свой гнев, прочитайте. -Как поступает соседская девочка? -Как вы думаете, почему происходит превращение Айоги? - Посоветуйте, что изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 4 части) - Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной сказки. - Справедливо ли поступили с Айогой? - А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история? - К сожалению, это так. То, что девочки выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные. - Чему учит сказка? - Эту сказку написал нанайский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим условностям, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -А сейчас вы поработаете в парах. -К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.(задание- составить из частей пословицы) (Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны. Деформированный план: (в конвертах) -Просьба матери. -Превращение в гусыню. -Наука матери. -Красавица рода Самаров. 8. Включение в систему знаний и повторения. - А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям. - Глядя на эскизно - модельный план, скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить? - Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и прочитайте с нужной интонацией. 9. Итог урока. Рефлексия - Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока . (Дети зачитывают и отвечают) - Какая красивая у нас получилась книга. (слайд) - А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней…. - Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями. - Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо? - Я с вами согласна. Оценки. - Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. - Встаньте, на правую ладонь мысленно положите те хорошие качества, которые у вас есть, на левую – те, которые вы ещё не имеете. Соедините руки и скажите друг другу «спасибо». - А я скажу вам: спасибо , ребята, за урок.