Конспект урока по теме: «Умножение и деление натуральных чисел», 5 класс

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок-путешествие.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование:
карточки с заданиями, наглядный материал, оценочные листы для учащихся.

Цели:
Закрепление приобретенных по теме знаний и умений:
умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.
Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память;
Содействовать воспитанию интереса к математике, активности;
обобщить и систематизировать знания о натуральных числах, закрепить и усовершенствовать навыки действий над натуральными числами;
воспитать культуру работы в команде, уважение к собеседнику, умение вести спор, корректность при отстаивании своего мнения.

Задачи: 1.Обобщить, закрепить и систематизировать знания по данной теме. 2. Содействовать развитию у учащихся умения общаться, работать в  команде. 3. Развивать речь, логическое мышление.
        Тип урока: урок-игра, обобщения и закрепления знаний.
Класс работает парами, как сидят. К началу игры готовятся задания, карточки с заданиями и для решения на каждую пару учащихся, лист оценки. Игра состоит из нескольких заданий. После каждого задания листки с ответами будут собираться, подсчитываться и фиксироваться в сводной таблице листа оценивания. По итогам игры учащиеся, набравшие более 40 баллов, получат оценку “5”, от 35 баллов до 39 баллов оценку “4”, 22-34 отметку «3».
Организационный момент:
Сегодня 6 ноября 2012 года в нашу школу пришло письмо для ребят 5-х классов. Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Вам пишет президент страны Великих математиков. Я приглашаю всех желающих посетить нашу страну. Наша страна известна во всем мире. Как видно из названия, жители нашей страны - трудолюбивые люди. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того чтобы попасть в нашу страну, вам необходимо пройти несколько испытаний: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме «Умножение и деление натуральных чисел». Я буду рад приветствовать новых гостей нашей страны. Желаю удачи!» Ребята, вы хотите попасть в эту страну? Вас не пугают испытания, которые нужно пройти? Что нам необходимо для преодоления испытаний? Тогда в путь!
Актуализация знаний. Задание. Теоретическое:
Цель: закрепить знания свойств умножения и деления натуральных чисел, знание компонентов данных действий.
Первое задание состоит из вопросов на карточках-разминках. За правильные ответы пара получает 1балл. Пары ведут подсчет набранных баллов: Прочитайте высказывание, если вы с ним согласны, напротив поставьте 1, если нет - 0. (За каждый правильный ответ-1 балл)
1) от перестановки множителей произведение чисел меняется;
2) если число разделить само на себя, то получится 0;
3) число, на которое умножают, называется множителем;
4) если число умножить на 1, то число изменится;
5) неизвестный множитель находят с помощью действия умножения;
6) 0 можно разделить на любое натуральное число;
7) число, которое делят, называется делителем;
8) в частном х : 20, делимым является х.
Правильные ответы:  0, 0, 1, 0, 0, 1, 0, 1.
- С первыми заданиями вы справились хорошо. Показали хорошие знания теории. Приступаем ко второму этапу испытания.

задание. Устное:
Цель: закрепление и усовершенствование навыков устного счета при выполнении действий над натуральными числами. Нам предлагают разгадать девиз Страны Великих математиков. (за каждую правильно угаданную букву команда получает один балл)
А
В
Е
И
Л
М
С
Т
Ы

400
360
52
39
60
50
4
320
80

1).12·30      4).100:25     7).300:6     10).13·3 2).25·2        5)40·8         8).560:7     11).540:9 3).13·4        6).104:2       9).200:50     12).400:1
Ответ: «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА»
3. Задание Вычислительное:
Цель: закрепление и усовершенствование вычислительных навыков
Найти значение данных выражений:
5 · 90 – 6 · 70
88 : 11 + 192
80 : 5 + 35 · 7
(420 : 12 – 5) : 6
Правильные ответы: 1) 30; 2) 200; 3) 261; 4) 5.

4. Задание Сказачное:
Цель: задача на сообразительность и смекалку.
На нашем пути встала Баба Яга и не пускает нас дальше, пока не решим её задачу:
«У меня есть куры и поросята, всего 20 штук. Вместе у них 52 ноги. Сколько у меня кур и сколько поросят?».
Ответ: 14 кур и 6 поросят.

5. Задание Историческое:
Цель: умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения и деления для решения уравнений, совершенствование знаний и умений нахождения неизвестных компонентов. Воспитание интереса к математике.

Это задание поможет вам узнать новые интересные факты из истории математики. Решив уравнения, правильно, мы сможем прочитать, о ком идет речь.
Решить уравнение:
48 · х= 144
135 : z = 27
18y + 54 = 162
89 + ( 155 – m) = 216
Правильные ответы: 3; 5; 6; 28. О каком великом математике идёт речь?
28
6
3
5

Т
Е
В
И





Историческая справка. Франсуа Виет - великий французский математик (1540-1603). Он занимался проблемой уравнений. Он ввел буквенное обозначение коэффициентов уравнения. Виет человек необыкновенно устремленный, обладавший острым умом, он достигал блестящих результатов во всех математических задачах, которыми он занимался. С этим математиком мы ещё встретимся в старших классах.

6 Задание: Рассудительное:
Цель: развитие логического мышления. Найдите корень уравнения методом подбора.
Давайте попробуем отгадать корни уравнений из следующего задания президента нашей страны.
65 – х · х = 29
х · х – 8= 17
153 + х · х =202
Правильные ответы: 6, 5, 7,

7 задание. Сосчетательное.
Цель: развитие внимательности
Давайте немного отдохнем и послушаем небольшой рассказ. Но пока мы его слушаем, необходимо определить, сколько чисел встречается в этом тексте. За каждое число вы получите по 1 баллу.
В неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали – НЕДЕЛЯ. А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит “шесть” на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.
Правильный ответ: 10 слов

8. Рефлексия
(учащиеся показывают выбранную карточку нужного цвета на каждый вопрос).
- Удовлетворены ли вы своей работой? - Какую бы оценку за свою работу на уроке вы бы поставили ? - Выставление отметок. Посчитайте количество баллов, заработанных во время урока. Поднять руки по количеству баллов. У каждого работы посмотрю и оценю.



- Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке? (учащиеся приклеивают выбранную карточку нужного цвета к доске):






Домашнее задание: №535, 611.

Вы все молодцы! Вы все удальцы!
Пусть математика серьёзна и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней шутить и играть,
Смеяться и улыбаться.

1ђ Заголовок 2’ђ Заголовок 315