Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе школы VIII вида по теме Слова, обозначающие действия предмета


Тема: « Слова, обозначающие действия предметов»
Цель:  формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово-действие
Задачи:
Образовательные:
- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
- обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
-развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
- учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой моторики
- развитие фонематического  слуха, речи
- обогащение словаря словами-действиями
- развитие внимания, памяти, мышления.
- учить правильно и логично излагать свои мысли
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию,
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность
- воспитывать аккуратность при письме в тетради , самостоятельность при выполнении заданий.
Ход занятия
I.Орг момент
Поприветствуем гостей-
Нашей школы учителей
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
На уроке будьте старательными,Будьте спокойными и внимательными.Говорите четко, внятноЧтобы всем было понятно.
II. Психологический настрой на работу.
- На каждом уроке вы узнаете что-то новое. С каждым днём вы узнаете всё больше и больше. Я желаю вам и на этом уроке узнать новое, интересное.
-А какими вы будете на уроке? Повторите за мной
Аутотренинг
Я буду внимателен.
Я всё запомню.
Я хочу узнать новое.
Я готов!
- На парте у вас лежат 2 смалика, если у вас хорошее настроение поднимите улыбающегося смалика, если плохое – грустного.
В конце нашего занятия мы еще раз проверим какое у вас будет настроение
III.Актуализация знаний
«Подумай и ответь»
-   Как можно назвать одним словом все, что нас окружает?
-   На какие вопросы отвечают слова-предметы?
-   Назовите, слова-предметы и вопрос на который они отвечают?
IV. Введение в тему
Окружающие нас предметы могут совершать разные действия.
Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает?» (Катится.) Звенит колокольчиком и спрашивает: «Что делает?» (Звенит.) И т.д. Дети должны назвать только действие.
-   Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово-действие
-Какие слова-действия вы мне сейчас назвали. Повторите их.
V.Сообщение темы занятия
Слова-действия СЛАЙД 2
Будем учиться находить слова-действия, ставить к ним вопросы, подбирать слова-действия к предмету.
VI. Записать число и классная работа и тему урока. СЛАЙД 3
Сегодня мне будут помогать сказочные герои. А какие, вы узнаете, отгадав загадки.
VII.Загадки.
На гармошке он играет,С днем рожденья поздравляет.Он  зубаст, но все же мил.Это (Гена крокодил) . СЛАЙД 4
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Но заснята на кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется…(Чебурашка). СЛАЙД 4
VIII. Работа по теме.
1.Назовите предметы. СЛАЙД 5
Какое действие выполняет кошка? заяц? птицы?
(кошка умывается…заяц прыгает… птицы летят…)
Задайте вопрос от слова предмета к слову –действию (кошка что делает? умывается)
На какой вопрос отвечают эти слова-действия? (что делает? что делают?)
Слова-действия отвечают на вопросы что делает? Что делают? СЛАЙД 6
2.Запишите к каждому слову-предмету вопрос что делает? и слово-действие СЛАЙД 7
Кошка (что делает?) умывается
Заяц (что делает?) прыгает.
Птицы (что делают?) летят.
Подчеркните двумя чертами слова умывается, прыгает, летят. На какой вопрос отвечают эти слова?
Слова-действия подчеркиваются двумя чертами СЛАЙД 7
IX. Первичная проверка усвоения новых знаний.
1. Закрепление знаний. (Дифференцированно по группам)
1 группа. Списывает слова с карточек.
Петух (что делает?) клюёт.
Мальчик (что делает?)плачет.
Собаки (что делают?) бегут.
2 группа. Подберите действие к каждому предмету СЛАЙД 8
Петух (что делает?) клюёт.
Мальчик (что делает?)плачет.
Собаки (что делают?) бегут.
Подчеркнуть слова-действия
Физминутка. СЛАЙД 9
Называю слова-действия, а вы выполните их под счет
Шагаем, прыгаем, хлопаем, приседаем, топаем, садимся.
Какие слова я сейчас вам называла?
X. Назвать картинки. Как назвать одним словом СЛАЙД 10
Назвать их действия этих профессий
XI. Игра «Кто больше» СЛАЙД 11
Кто больше придумает действий
IX.Продолжите предложения, подобрав слова-действия. СЛАЙД 12
Повар ... (варит, солит, жарит, режет).
Гимнастика для глаз ( Песенка Чебурашки ) СЛАЙД 13
XII.Списать, вставить слова-действия СЛАЙД 14
У дома ______ дуб. Вова _______ за партой. Зимой _______ снег.
Рабочие _____ работают на заводе.
Слова для справок: сидит, идёт, работают, растёт
XIII.Выписать из стихотворения слова-действия СЛАЙД 15
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду».
XIV. Итог занятия
Наш урок подошел к концу.
Подведем итог. С какими словами мы сегодня работали? (Со словами действиями.) СЛАЙД 16
На какой вопрос они отвечают?  СЛАЙД 16
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Давайте посмотрим, с каким настроением вы подошли к концу нашего занятия? Покажите смалики.
СЛАЙД 17 Молодцы!