Конспект занятия по ФЭМП и развитию речи с использованием ИКТ В стране сказок


Конспект занятия по ФЭМП и развитию речи с использованием ИКТ "В стране сказок"

Задачи.
Коррекционно-обучающие:
совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств, количественного и порядкового счета, умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов;
закрепить навыки количественного счета в пределах 5
откладывать нужное количество предметов и соотносить их количество с цифрой;
закреплять цифры и числовой ряд в пределах 6;
закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?»;
закрепить название и цвет геометрических фигур;
подготовка к формированию представлений об арифметических действиях;
совершенствовать конструктивные навыки.
Коррекционно-развивающие:
развивать конструктивные навыки и творческое воображение;
мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
связную речь через полные ответы на вопросы.
Коррекционно-воспитывающие.
закрепить правила ОБЖ;
воспитывать нравственные качества личности дошкольников: сопереживание, ответственность и заботу о близких людях.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
кавралинограф, магнитная доска;
кукла Незнайка, школьная парта;
настольный театр игрушек Репка;
колобок, лиса из модульных оригами, елка;
дед, бабка, курица – театр кукол, подставка для карандашей «мышка»;
Маша и медведь – резиновые игрушки;
герои сказки Теремок  - конусный театр;
5 треугольников и 4 овала желтого цвета, цифра и знаки;
презентация «В стране сказок».
Раздаточный материал:
в тарелочках – 4 треугольника зеленого цвета разной величины для елки, для лисы оранжевого цвета большой  треугольник (туловище), средний треугольник (голова), два маленьких треугольника (уши), два маленьких овала (лапки), большой овал (хвост) и желтый круг - колобок;карточки с цифрами от 1 до 6;
карточки со знаками +, - , =;
наборное полотно из 2-х полосок;
по 6 треугольников и овалов желтого цвета;
карточки с заданием «найди яички», карандаши.
Технические средства обучения:
проектор с экраном,
ноутбук;
без проводная мышка.
Сюрпризный момент:
корзинка с пирожками треугольной и овальной формы.
 
Словарь. Насколько больше, меньше, было, стало, убавить, минус, равно, поровну, первый, последний, предлоги (за, перед). 
Интеграция образовательных областей. Социализация, коммуникация, познание, физкультура, здоровье, художественная литература, безопасность, музыка.
 
Методические приемы. Разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры. 
Предварительная работа. Чтение сказок, разучивание физминутки и зрительной гимнастики, самостоятельные игры детей на компьютере.
 
Ход занятия.
          Организационный момент.
Педагог: Ребята вы готовы заниматься?
Дети: Да.
Педагог: Ребята вы готовы все стараться?
Дети: Да.
Педагог: Ой, подождите, кого-то нет? А куда делся наш проказник Незнайка, только шапочка осталась. Вы не знаете где он?
Дети: Нет.
Педагог: А где же нам его найти? Кто нам сможет помочь? Вы не знаете?
Дети: Нет.
Педагог: Кажется, я знаю, у меня в ноутбуке есть волшебная программа.  Сейчас я его окрою и мы увидим, куда подевался этот проказник.
Слайд 1.
Педагог открывает ноутбук и на экране появляется сказочная полянка, по щелчку мышки появляется незнайка и голос из компьютера.
Компьютер: Чтобы Незнайка выбрался из страны сказок, вам надо выполнить все задания, а дорогу по стране сказок вам покажет эта волшебная программа.
Педагог: Вот это да! Что пойдем спасать Незнайку?
Дети: Да.
Педагог: Тогда в путь. Педагог щелкает мышкой.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Слайд 2.
Компьютер:     Дед весной её сажал,
Да все лето поливал.
Выросла на славу, крепкая,
В огороде  этом …
Дети: Репка. Педагог щелкает мышкой.
Педагог: Давайте поищем, где же сказка репка. Ребята, посмотрите, здесь есть задание. Надо расставить героев сказки и собрать картинки по порядку. Дети выполняют задание, после чего педагог задает детям вопросы, и добивается полного ответа.
Кто первый тянет репку?
Дети: Первым тянет репку дед.
Педагог: Кто последним тянет репку?
Кто стоит за бабкой?
Кто стоит перед кошкой?
Можно ли сказать, что мышка самая сильная? 
Дети по очереди отвечают на вопросы.
Герои сказки очень дружны между собой, поэтому они и смогли вытянуть репку. В народе говорят:
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Развивающая игра «Сложи фигуры»
Слайд 3.
Компьютер:     Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
По дорожке покатился
И домой не воротился.
Дети: Колобок.
Педагог:  Да сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».  Ребята, здесь лежат какие-то фигуры. Как вы думаете, что из них можно собрать?Ответы детей. Мне кажется это рассыпавшаяся картинка к сказке. Давайте попробуем её собрать.  Педагог предлагает ребятам собрать лисичку и ёлочку из геометрических фигур. Если дети не справляются с заданием, педагог открывает слайд 4, где изображена схема сборки картинки. Ну а если ребята самостоятельно справляются с заданием, педагог открывает слайд и показывает картинку, после выполнения задания. Оценивает работы детей, хвалит.
Игра на внимания «Найди яйца»
Слайд 5.
Компьютер:     Заревели бабка с дедом:
- Как теперь нам быть с обедом?
Мышка по столу бежала
И яичко вдруг упало.
Дети: Это сказка про Курочку рябу.
Педагог: Молодцы, давайте мы её найдем. Посмотрите, здесь лежат какие-то листочки (см. приложение), а мышка предлагает нам взять карандаши.
Слайд 6.
Давайте спросим у компьютера, что же нам надо делать? Педагог щелкает мышкой, на экране появляется таблица, и в ней в верхнем ряду в овалах появляются плюсики, звучит музыка.
Курочка снесла для бабки с дедом много яичек. А кто-то их перепутал, давайте поможем отыскать все яички и поставим в них знак плюс.
Дети приступают к выполнению задания.
Малоподвижная игра «Три медведя»
Слайд 7.
Компьютер:        Кто-то в доме побывал,
Стульчик маленький сломал,
Перемял кроватки
И уснул там сладко.
Дети: Три медведя.
Педагог: Молодцы, давайте поиграем. Педагог еще раз щелкает мышкой, и компьютер читает стихотворение, а педагог с детьми выполняют упражнения.
Компьютер:
Три медведя в сказке жили,               Руки поднимают над головой, кончики
                                                              пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.                            Идут, переваливаясь из стороны в                                                             сторону.
К ним девчушка прибежала,                   Бег на месте.    
В дом зашла и увидала:                          Руки поднимают над головой, кончики
                                                             пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,               Правая рука сжата в кулак, левая
ладошка лежит на кулаке.  
Стула три – вот это да.                            Левая ладонь вертикально, правый кулак
прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,               Приседают, одну руку на пояс, затем
встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.                 Руки перед грудью, согнуты в локтях и
лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,                          Изображают, как держат ложку и
подносят её ко рту.
На кроватку прилегла                    Руки перед грудью, согнуты в локтях и
лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.                          Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?                    Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,               Идут, переваливаясь из стороны в                                                             сторону.
Увидев Машу, рассердились.                 Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась                 Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.                           Руки поднимают над головой, кончики
                                                             пальцев касаются друг друга.
Что перепутал художник?
Слайд 8.
Педагог: Отправляемся в следующую сказку.
Компьютер:       На поляне дом стоял,
Кто-то в домик забежал.
Поселилась там норушка,
Косой заинька с лягушкой,
Поселилась там лиса,
Серый волк - вот чудеса.
Педагог: О какой сказке говорится в загадке?
Дети: Теремок.
Педагог:  Молодцы, это сказка «Теремок». Давайте найдем эту сказку. Дети подходят к столу, где расположены герои сказки. Но что же нам надо сделать? Давайте снова спросим у компьютера.
Слайд 9.
Компьютер: Найдите шесть ошибок на картинке и щелкните по ним мышкой.
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, в сказке какой беспорядок.  Давайте найдем все ошибки и исправим их.
Дети на компьютере выполняют задание, находят ошибки, и щелкают по ним компьютерной мышкой.
Молодцы, справились и с этим заданием.
Прямой и обратный счет.
Слайд 10.
Давайте вспомним, кто первый поселился в теремке. … По щелчку мышки на экране по очереди появляются герои сказки Теремок.
Давайте и мы расставим по порядку наших героев сказки Теремок. А теперь посчитаем их. Первая мышка, второй заяц, …, шестой медведь. Хоровой счет. В сказке 6 героев, и чтобы они не запутались, мы поставим по порядку цифры от 1 до 6.
Дети расставляют цифры на столе, а педагог щелкает мышкой и под каждым героем появляется порядковая цифра. Ребята сверяют правильность выполнения задания.
Упражнения «Считаем и рассуждаем»
Слайд 11.
Ну а теперь дальше в путь.
Компьютер:        Маша по лесу гуляла,
Заблудилась, потерялась,
К мишке в домик забрела,
Вместе с мишенькой жила.
Дети: Маша и медведь.
Педагог: А кто помнит, как Маша вернулась домой?
Дети: Она напекла пирожков, сама залезла в короб и попросила мишку отнести пирожки бабушке и дедушке.
Слайд 12.
Педагог: Молодцы, правильно. Давайте посчитаем, сколько пирожков напекла Маша. Пирожки с капустой треугольной формы, а пирожки с картошкой овальной. Положите на верхнюю полоску пирожки с капустой, а на нижнюю с картошкой.
Сколько пирожков с капустой?
Дети: С капустой пять пирожков.
Педагог: Найдите нужную цифру и положите ей рядом. А сколько пирожков с картошкой?
Дети: С картошкой 4 пирожка.
Педагог: Найдите нужную цифру и положите ей рядом. Каких пирожков больше?
Дети: С капустой пирожков больше.
Педагог: А на сколько пирожков с капустой больше чем картошкой?
Дети: На один пирожок.
Педагог: Как сделать Маше, чтобы пирожков было поровну?
Дети: Надо убрать один пирожок с капустой.
Педагог: Сколько было пирожков с капустой?
Дети: Было пять пирожков с капустой.
Педагог: Сколько пирожков вы убрали?
Дети: Убрали один пирожок.
Педагог: Сколько осталось пирожков?
Дети: Осталось четыре пирожка.
Педагог: Как у нас получилось четыре?
Дети: Мы от пяти убрали один, и получилось четыре.
Педагог: Давайте составим пример. Педагог комментирует, а на экране компьютера появляется пример. Дети выкладывают пример у себя на столе. Было 5 пирожков, мы убрали один пирожок, и стало четыре пирожка. Пять минус один равно четыре.
Сейчас каких пирожков больше?
Дети: Сейчас пирожков поровну.
Педагог: Молодцы, вы и с этим заданием справились. За компьютером играли, глазки очень устали. Чтобы глазки не болели, давайте с вами сделаем зарядку.
Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»
Слайд 13.
Зрительную гимнастику озвучивает компьютер.
Всю неделю по порядку,
глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Снова  вверх и снова вниз.
Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки
- По четвергам мы смотрим в даль,
На это времени не жаль,
Что в близи, а что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. Укрепляем мышцы глаз.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко относа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
Пока дети массируют веки, педагог достает Незнайку.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазка жить нельзя!
Беседа по ОБЖ.
На экране появляется Незнайка.
Но вот наш Незнайка и вернулся. Наше путешествие по стране сказок закончилось. Вам понравилось?
Вот если бы не ваша дружба, то мы бы не спасли бы Незнайку, и он так бы и остался в стране Сказок.  Не зря люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай».
Незнайка, а как ты попал в страну Сказок?
Незнайка: Меня позвала тетенька и обещала дать шоколадку.
Педагог:  Какое правило безопасности, нарушил Незнайка?
Дети: Нельзя подходить к незнакомым людям на улице и уходить с ними, и брать у незнакомых людей тоже нельзя.
Так что Незнайка запомни еще эти правила, из дома без взрослых выходить нельзя, а то можно заблудиться и потеряться. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми и уходить с ними. А когда ты находишься дома, нельзя открывать дверь чужим людям.
Итог занятия.
Ребята, посмотрите, а наш Незнайка не с пустыми руками, а с корзиночкой пирожков. Он говорит, что вам пирожки передала Машенька из сказки. Давайте мы скажем ей спасибо. Педагог подводит итог занятия.
 
Использованный материал.
Галина Ковалевская Гимнастика для глаз «Веселая неделька» - http://www.maaam.ru/blogs/galina-kovalevskaja/gimnastika-dlja-glaz-ves-laja-nedelka.htmlПодготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий /Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.