Конспект открытого ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: Сундучок из сказочного леса


Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
на тему: «Сундучок из сказочного леса».
Вид занятия: Развитие речи с использованием дидактических игрПрограммное содержание:1. Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр;2. Учить образовывать родственные слова;3. Закреплять умение составлять предложение с заданными словами;4. Учить подбирать к словам синонимы и антонимы;5. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание;
6. Воспитывать нравственные чувства, дружелюбие, взаимопонимание и любовь к художественной литературе; Словарная работа: Обогащать словарь детей синонимами и антонимамиПодготовка воспитателя: сундук, конверты с заданиями, мяч, книги, презентация для занятия, мяч.Организационный момент:Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло какое-то письмо и вот этот интересный сундучок. Только он закрыт на ключ. Хотите узнать от кого это? (ответ детей)
Ход занятия:
Чтобы узнать от кого пришло письмо нужно отгадать загадку:Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет.(Лиса)Воспитатель: Правильно, лиса (картинка с изображением лисы появляется на проекторе). Ребята, а как мы называем лисичку на нашем родном калмыцком языке? (Арат). А где она живет? В каких сказках можно встретить лису? Назовите сказки, в которых встречается лиса. (Лисичка сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Петушок – золотой гребешок и др.) А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, плутовка, Лисичка – сестричка, кумушка и др.). Какая, ребята, лиса по характеру? (хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др.) А кто еще живет в лесу? (ответ детей)Воспитатель: Молодцы ребята, вот нам лисичка и отправила свое письмо. Давайте, же почитаем, что написала нам лисичка? (Читаю письмо).
Дорогие ребята. Во всех сказках обо мне рассказывают как о хитрой и злой. Но я совсем не такая. Узнав, что вы собираетесь в школу, я приготовила вам подарок. А Баба Яга, живущая в нашем лесу, закрыла сундучок на ключ. Баба Яга очень хитрая, она спрятала много разных ключей. Надо найти нужный ключ. Посылаю вам план поисков. Сама я разобраться никак не могу, поэтому очень прошу вашей помощи. Помогите мне ребята, пожалуйста, отыскать сундучок. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стоит попробовать отыскать сундучок? (Ответ детей). Тогда мы сегодня отправимся в лес и поможем лисичке отыскать подарки. А для этого нам нужно туда попасть. (Держась за руки цепочкой дети входят на ковер украшенный в виде полянки в лесу, звучит фонограмма «Звуки Леса»).  Вот теперь мы и в лесу, давайте же рассмотрим наш план. Мы находимся вот здесь (показ на карте).
Двигаться нужно по стрелке. Чтобы преодолеть все трудности надо помогать друг другу (находят первый конверт, читаю).
Б.Я. - Здравствуйте, искатели сундучка. Пишет вам Баба Яга. Лес наш волшебный и ключи, что я спрятала тоже волшебные. Они появятся только тогда, когда правильно выполните мое задание. Итак, первое задание.  Д.И «Скажи по-другому»:Предмет, имеющий значительную величину – большой, огромный.Говорить очень громко – кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.Небольшой предмет – крошечный, маленький, мелкий, карликовый.Проливать слезы – плакать, реветь, рыдать.Плохая погода – пасмурная, хмурая, облачная, холодная, дождливая.Человек, который служит в армии – воин, солдат, защитник, военный.Маленькие дети – малыши, детвора, ребятишки, ребята, малютки.Отсутствие звуков – тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье. Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь ключ. Давайте проверим, подойдет он к нашему сундучку (ключ не подходит). Что ж, тогда двигаемся дальше. А вот и второй конверт, может там наш ключ? Ключ ваш не подошел. Что ж тогда вам еще задание. Если выполните без ошибок, появится ключик. «Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
А вот и ключ, проверяем его. (Ключ не подходит). Не будем отчаиваться, идем дальше.  А вот и следующий конверт.  Б.Я. Смотрю, у вас опять не получилось открыть сундук. Тогда ловите следующее задание. «Скажи наоборот» д/игра с мячомБаба Яга любит все делать наоборот, и для нас она приготовила игру «Скажи наоборот» Становитесь в круг. Скажу я слово высоко, а ты ответишь… низко, скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко, старый – молодой (сладкий – горький, холодный – горячий, большой – маленький, длинный – короткий, белый - черный, широкий – узкий, темный – светлый, тонкий – толстый)Проверяем этот ключ. (Ключ не подходит). Продолжаем наш путь. Вот еще один конверт. Б.Я. - И этот ключ вам не подошел. Тогда выполняйте следующее задание. Вам нужно будет из двух слов составить одно. Например, Огонь и тушить – огнетушитель. Звезды и падать – звездопад. Снег и падать – снегопад. Вода и падать – водопад. (соответствующие картинки параллельно появляются на экране).Вот ключ, ребята, проверяем. Ключ подошел! Что же там внутри (читаю). 
Б.Я. - Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарки от лисички. До встречи! Баба Яга.Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие чудесные книги нам дарит лисичка. Мы обязательно с вами их прочтем. Понравилось вам сегодняшнее наше путешествие? А что же мы сегодня делали (ответы детей).