Конспект занятия по развитию речи Сундучок сказок

Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы «Сундучок сказок» Задачи: Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания). Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о, и, у, э. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Упражнять в образовании слов по аналогии. Пособия: Демонстрационный материал: расписной сундучок (или короб), фигурки сказки «Колобок», иллюстрация к сказке «Репка» (тянут репку дед, бабка, внучка), аудиозапись сказки «Гуси-лебеди», мольберт, видеозапись сказки «Лиса и заяц», магнитофон. Предварительная работа: Чтение сказок «Репка», Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди. Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям. Прослушивание аудиозаписей сказок. Игры малой подвижности «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди». Настольная игра «Собери сказку по порядку». Дидактическая игра «Дружная семейка». Словарная работа: Словесные игры на дифференциацию звуков а, о, и, у, э, «Песенки предметов», «Кто как поет». Словесная игра «Животные и их детеныши», «Что было дальше в сказке», «Герои сказок. Кто из какой?». Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый и т.п.). Ход занятия: Общая организационная игра «Зайка серый умывается», игровая ситуация «Мишка принес сундучок сказок». Воспитатель: Мишка нам принес сундучок сказок. Давайте посмотрим, что в нем... (Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достает фигурки Деда и Бабки из сказки «Колобок»). Воспитатель: Посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Дети: Дед и бабка. Пришли дед и бабка. Воспитатель: А из какой сказки? Мишка: Теремок. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, прав наш Мишка? Дети: Нет. В «Теремке» нет бабки с дедом (или подобные ответы). Воспитатель: Ребята как вы думаете, в какой сказке есть дед и баба? Дети: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Воспитатель: Иди, Рита, расскажи Мишке в каких сказках есть дед и бабка. Рита: Мишка, дед и баба есть в сказке «Репка» (другие варианты). (Можно спросить несколько детей, если не все сказки перечислены одним ребенком). Воспитатель: (Ставит на мольберт иллюстрацию к сказке «Репка».) Посмотрите, к какой сказке эта иллюстрация. (Ответы детей). Правильно, к сказке «Репка». Мишка: Я знаю, там они все вместе колобка пекли. Воспитатель: Р
·°ебята, что там за герои? Чем они заняты? Дети поясняют (полилог), затем воспитатель предлагает одному из детей объяснить Мишке кто нарисован и чем они заняты. Ребенок: Мишка, здесь дед, бабка, внучка. Они тянут репку. Мишка: Я понял, они репку вытянули. Дети: Нет. Они не вытянули. Воспитатель: А что же было дальше? (Полилог детей и итоговое объяснение одного ребенка). Мишка: Ну, вот теперь я понял, что это сказка «Репка». Еще я вам послушать сказку принес. Сможете угадать? (Слушание отрывка из сказки «Гуси-лебеди»). Дети отгадывают, воспитатель их хвалит. Воспитатель приглашает всех детей выйти на ковер и поиграть в «гусей-лебедей».

Подвижная игра «Гуси-лебеди» Воспитатель произносит слова: «Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали» - дети летают по ковру, «и ни с чем вернулись к Бабе Яге» - садятся на стульчики. Воспитатель: Где же нашла своего братца девочка? Дети: У Бабы Яги. Воспитатель: А где стояла избушка Бабы Яги? Дети: В лесу. Воспитатель: Когда в лесу потеряешься, нужно кричать «Ау». Давайте покричим вместе. Хорошо слышно, потому что помогает эхо. Давайте поиграем в эхо. Я – потерялась в лесу, а вы будете мое эхо. Я буду кричать, а вы повторять, как я, только тише. Воспитатель произносить поочередно звуки а, о, и, у, э, а дети повторяют. Воспитатель:
(Достает из сундука Внучку). А вот и девочка к нам в гости пришла. Из какой она сказки? Мишка: Я знаю, из сказки «Заюшкина избушка». Дети: Нет. Там нет девочки. «Репка», «Гуси-лебеди». Воспитатель: Давайте спросим у девочки «Как тебя зовут?» Девочка-куколка: Меня зовут Машенька. Воспитатель: Так из какой сказки Машенька? Дети: «Маша и медведь». Воспитатель: Машенька долго жила у Медведя в лесу и там, наверное видела много зверей. Давайте поиграем с вами и Машенькой. Она вам будет называть лесных зверей, а вы – их детенышей. Лиса - Медведь - Волчица - Белка - Ёж - Машенька: Спасибо вам, мне очень понравилось с Вами играть. Мишка: И мне помогли в сказках разобраться. Спасибо вам. Воспитатель: А еще в сказочном сундучке нам приготовлен подарок – сказка. Называется сказка «Лиса и заяц». Послушаем ее и узнаем, есть ли в этой сказке Дедушка, Бабушка или Машенька.
15