Методическая разработка практического занятия на тему Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel


УТВЕРЖДАЮ
Зав. по ПО______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс
ТЕМА: «Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel».
Пояснительная записка.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Лабораторная диагностика». В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студентов элементов профессиональных и общих компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности при работе с Лабораторными информационными системами.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Перед обществом стоит задача организовать хранение нарастающего объема информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Для этого используют компьютерные информационные системы. Основой всякой информационной системы является база данных. Базы данных используются достаточно широко. Поэтому будущий специалист должен разбираться в основных понятиях базы данных и уметь конструировать базы данных, а также заполнять ее информацией. Базы данных используются под управлением систем управления базами данных. Система управления базами данных Microsoft Office Access — многофункциональная программа, которая позволяет хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными. На данном занятии необходимо вспомнить возможности программы Microsoft Office Access, известные студентам из программы «Информатика», рассмотреть основные технологические приемы создания и редактирования баз данных, а также создание других объектов баз данных – запросов, форм, отчетов, тем самым подготовить студентов к работе по темам: «Регистрация пациентов, заказов и материалов с возможностью назначения комплексных услуг, включающих несколько биоматериалов, а также профилей услуг», «Автоматизация ручного ввода данных при использовании машиночитаемых форм. Настраиваемые формы ручного ввода результатов. Печать результатов с фильтрацией по заданным параметрам», «Накопление результатов исследований, вводимых вручную с клавиатуры компьютера».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel».
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений использовать прикладные программные средства
применять на практике возможности программы MS Word при создании документов любой сложности.
формирование элементов ПК:
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2. Развивающие:
формирование элементов ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
развивать навыки творческого и логического мышления;
развивать память;
развивать интерес к информационным технологиям, к современной технике;
3. Воспитательные
формирование элементов ОК:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
вырабатывать творческую инициативу, аккуратность, собранность;
формировать бережное отношение к технике;
формировать бережное отношение к собственному здоровью (соблюдение санитарно-гигиенических правил, правил по технике безопасности).
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа.
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа
Метод контроля знаний: в виде решения задач по вариантам;
Оснащение: Интерактивная доска, персональный компьютер, карточки с индивидуальными заданиями.
Продолжительность занятия: 180 минут.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Информатика МДК.01.01.Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
МДК.02.01.Теория и практика лабораторных гематологических исследований
МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований
МДК.04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических исследований
ЕН 04.Статистика,
МДК.07.01.Т и П лабораторных клинико-биохимических и коагулологических исследований.
ОП.08. Экономика и управление лабораторной службой.
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Офисный пакет операционной системы Windows «Регистрация пациентов, заказов и материалов с возможностью назначения комплексных услуг, включающих несколько биоматериалов, а также профилей услуг»,
«Автоматизация ручного ввода данных при использовании машиночитаемых форм. Настраиваемые формы ручного ввода результатов. Печать результатов с фильтрацией по заданным параметрам»,
«Накопление результатов исследований, вводимых вручную с клавиатуры компьютера».
Используемая литература:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», – 2012. – 384 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», – 2013. – 192 с.
Хронокарта занятия.
1 Организационный момент 2 минуты
2 Мотивация 3 минуты
3 Контроль уровня знаний по теме: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»» 30 минут
4 Коллективный разбор студентами возможностей «Системы управления базами данных Microsoft Access» (сообщения подготовлены студентами) 25 минут
4 Методические указания 15 минут
5 Самостоятельная работа студентов по заданиям
Практическая работа №5 100 минут
6 Подведение итогов занятия 3 минуты
7 Сообщение домашнего задания 2 минуты
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Мотивация
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что будущим специалистам придется использовать компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой Лабораторных информационных систем являются базы данных, а программы, которые управляют базами данных, называются системами управления базами данных. Одна из них - Microsoft Access.
3.Контроль уровня знаний по теме: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel» Построение диаграмм» (Приложение 1)
Коллективный разбор студентами возможностей «Системы управления базами данных Microsoft Access» (сообщения подготовлены студентами).
4. Методические указания
Объяснение ведётся преподавателем, на интерактивной доске демонстрируются возможности Microsoft Access при создании реляционных баз данных. (Приложение 2).
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую самостоятельную работу в соответствии с методическими указаниями:
демонстрируется заполненная база данных, которую нужно создать студентам;
- демонстрируются основным технологические приемы создания и редактирования реляционных баз данных;
- рассматривается технология создания других объектов базы данных: запросов, форм, отчетов.
Преподаватель обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе.
Самостоятельная работа студентов (Практическая работа №5)
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, обращает внимание студентов на положение рук при работе на компьютере, правильной посадке за компьютерным столом, направляет студентов при возникновении затруднений при работе с лабораторной работой. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима.
1.Создают базу данных под руководством преподавателя (Приложение 2).
3. Студенты оформляют результаты работы в тетради.
4. Отвечают на контрольные вопросы.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Работа в локальной сети», дает рекомендации по подготовке к занятию:
Создать таблицы в базе данных: «Сотрудники», «Журнал работ». Откорректировать базу данных: добавить выпадающее меню в соответствующих полях.
Подготовить сообщение на темы:
Современные СУБД. Преимущества, недостатки.
История развития СУБД.
Литература: Е.В.Михеева, Гл.6, стр.159-176.
Интернет-ресурсы: Поисковые системы - Реляционные базы данных. Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление уровня знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Посредством работы с заданиями лабораторной работы закрепляются полученные знания. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит участие в формировании общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Происходит участие в формировании профессиональных компетенций:
ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодейст-вующими организациями и службами.
ПК2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическая работа №5 по теме:
«Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel».
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цель работы:
Научиться пользоваться возможностями Системы управления базами данных Microsoft Access при создании, редактировании и заполнении базы данных.
Содержание работы:
Порядок выполнения работы:
Подготовить компьютер к работе.
Ознакомиться с теорией данного занятия.
Загрузить Систему управления базами данных Microsoft Access.
Ознакомиться: с видом экрана, содержанием главного меню, назначением кнопок панелей инструментов, содержанием справочной системы.
Создать базы данных: «Сотрудники», «Журнал работ» по заданию.
Алгоритм выполнения занести в тетрадь.
Предоставить работу преподавателю.
Выйти в корневой каталог. Припарковать, выключить компьютер
Контрольные вопросы к уроку
Назвать преимущества компьютерных баз данных.
Что такое база данных, назначение?
Для чего создаются базы данных?
Что управляет базами данных?
Что такое Первичный ключ? Для чего он нужен?
Чем отличается файл базы данных от обычного файла?
Назовите типы информации.
Назвать основные объекты базы данных.
Создать таблицы в базе данных: «Сотрудники», «Журнал работ»
Запустить Microsoft Access..
Ознакомиться с теорией.
Создать структуру таблиц в базе данных: «Сотрудники», «Журнал работ»
Запустить программу MS Access
Выбрать НОВАЯ БАЗА ДАННЫХ
Дать имя базы данных СОТРУДНИКИ
Указать место сохранения базы данных
СОЗДАТЬ
Выбрать на ЛЕНТЕ – СОЗДАНИЕ – КОНСТРУКТОР
Заполнить структуру БД: ИМЯ ПОЛЯ – ТИП ДАННЫХ – РАЗМЕР ПОЛЯ
Дать ключ полю ФИО
Сохранить структуру таблицы с именем СОТРУДНИКИ
Открыть таблицу СОТРУДНИКИ
Заполнить поля таблицы по образцу
Сохранить заполненную таблицу
Аналогично создать таблицу ЖУРНАЛ РАБОТ по образцу
Закрыть таблицы.
Установить связи между двумя таблицами. Связывать будем поля ФИО, в результате чего получим возможность в таблице СОТРУДНИКИ просмотреть, сколько анализов и какие анализы проведены каждым сотрудником. Для связывания таблиц нужно:
ЛЕНТА – вкладка РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ – группа ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ – СХЕМА ДАННЫХ - выбрать ОТОБРАЗИТЬ ТАБЛИЦУ
304609556515
-59055241300В диалоговом окне Добавление таблицы
– ТАБЛИЦЫ – выбрать СОТРУДНИКИ – ДОБАВИТЬ – выбрать ЖУРНАЛ РАБОТ – ДОБАВИТЬ – ЗАКРЫТЬ

Выделить в таблице СОТРУДНИКИ имя связываемого поля ФИО и перетащить его на связываемое поле ФИО в таблице ЖУРНАЛ РАБОТ 
-36385535560


В диалоговом окне ИЗМЕНЕНИЕ СВЯЗЕЙ выбрать СОЗДАТЬ
Сохранить
Закрыть СХЕМУ ДАННЫХ
Открыть таблицу СОТРУДНИКИ. Около каждого табельного номера появились плюсики.

Щелкните по ним. Открывается список анализов, выполненных данным сотрудником.

В таблице ЖУРНАЛ РАБОТ в поле ФИО произвести сортировку по возрастанию.
С помощью фильтра «равно» просмотреть журнал работы на каждого сотрудника лаборатории.
Создать в таблице СОТРУДНИКИ запрос по двум полям ФИО и ОКЛАД
Создать в таблице СОТРУДНИКИ форму по всей таблице
Создать в таблице СОТРУДНИКИ отчет по всей таблице
Сохранить
Ответить на вопросы для самоконтроля.
Домашнее задание:
Откорректировать базу данных: добавить
выпадающее меню в соответствующих полях.
Подготовить сообщение на темы: - Современные СУБД. Преимущества, недостатки.
- История развития СУБД.
Литература: Е.В.Михеева, Гл.6, стр.159-176.
Интернет-ресурсы: Поисковые системы - Реляционные базы данных.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА : «Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel».
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цели занятия: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
контроль и коррекция знаний по теме «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»
получение и закрепление знаний и умений по выполнению технологических приёмов при работе в среде Microsoft Access.
участие в формировании элементов общих компетенций в области информатики:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
участие в формировании элементов профессиональных компетенций в области информатики:
соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Вопросы для самоподготовки.
Какие типы данных существуют?
Привести примеры трех типов баз данных.
Что относится к объектам базы данных?
Какой из объектов является базовым?
Какие режимы возможны в СУБД?
Назвать этапы создания базы данных?
Структура базы данных описывает …?
Меняется структура реляционной базы данных при уничтожении всех записей?
Структура базы данных определяется…?
Поле содержит записи…..?
Самостоятельная работа студента по теме:
«Создание многотабличной базы данных «Лабораторный журнал» в Microsoft Access. Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel».
Создать таблицы в базе данных: «Сотрудники» , «Журнал работ»
Запустить Microsoft Access..
Ознакомиться с теорией.
Создать структуру таблиц в базе данных: «Сотрудники», «Журнал работ»
Запустить программу MS Access
Выбрать НОВАЯ БАЗА ДАННЫХ
Дать имя базы данных СОТРУДНИКИ
Указать место сохранения базы данных
СОЗДАТЬ
Выбрать на ЛЕНТЕ – СОЗДАНИЕ – КОНСТРУКТОР
Заполнить структуру БД: ИМЯ ПОЛЯ – ТИП ДАННЫХ – РАЗМЕР ПОЛЯ
Дать ключ полю ФИО
Сохранить структуру таблицы с именем СОТРУДНИКИ
Открыть таблицу СОТРУДНИКИ
Заполнить поля таблицы по образцу
Сохранить заполненную таблицу
Аналогично создать таблицу ЖУРНАЛ РАБОТ по образцу
Закрыть таблицы.
Установить связи между двумя таблицами. Связывать будем поля ФИО, в результате чего получим возможность в таблице СОТРУДНИКИ просмотреть, сколько анализов и какие анализы проведены каждым сотрудником. Для связывания таблиц нужно:
ЛЕНТА – вкладка РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ – группа ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ – СХЕМА ДАННЫХ - выбрать ОТОБРАЗИТЬ ТАБЛИЦУ
304609556515
-59055241300В диалоговом окне Добавление таблицы
– ТАБЛИЦЫ – выбрать СОТРУДНИКИ – ДОБАВИТЬ – выбрать ЖУРНАЛ РАБОТ – ДОБАВИТЬ – ЗАКРЫТЬ

17145353695Выделить в таблице СОТРУДНИКИ имя связываемого поля ФИО и перетащить его на связываемое поле ФИО в таблице ЖУРНАЛ РАБОТ 
В диалоговом окне ИЗМЕНЕНИЕ СВЯЗЕЙ выбрать СОЗДАТЬ
Сохранить
Закрыть СХЕМУ ДАННЫХ
Открыть таблицу СОТРУДНИКИ. Около каждого табельного номера появились «плюсики».
Щелкните по ним. Открывается список анализов, выполненных данным сотрудником.

Далее выполнить:
В таблице ЖУРНАЛ РАБОТ в поле ФИО произвести сортировку по возрастанию.
С помощью фильтра «равно» просмотреть журнал работы на каждого сотрудника лаборатории.
Создать в таблице СОТРУДНИКИ запрос по двум полям ФИО и ОКЛАД
Создать в таблице СОТРУДНИКИ форму по всей таблице
Создать в таблице СОТРУДНИКИ отчет по всей таблице
Сохранить
Ответить на вопросы для самоконтроля.
Оформить теорию в тетрадь.
Ответить на вопросы для самоконтроля.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы
Домашнее задание:
Откорректировать базу данных: добавить
выпадающее меню в соответствующих полях.
Подготовить сообщение на темы: - Современные СУБД. Преимущества, недостатки.
- История развития СУБД.
Литература: Е.В.Михеева, Гл.6, стр.159-176.
Интернет-ресурсы: Поисковые системы - Реляционные базы данных.
Используемая литература:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», – 2012. – 384 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», – 2013. – 192 с.
Интернет ресурсы: www.yandex.ru,
www.google.com,
www.aport.ru,
www.rambler.ru.
Приложение 1
Контроль уровня знаний в виде решения задач по вариантам;


Приложение 2
ТАБЛИЦА 1


ТАБЛИЦА 2


Приложение 3
Сведения из теории
В любой вычислительной системе имеется база данных, в которой хранится важная информация. Базы данных создаются с целью централизованного управления определенными данными. Данные — это информация, представленная в виде, позволяющем автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку человеком или информационным средствам.
Базы данных используются под управлением систем управления базами данных (СУБД).
Существуют три типа базы данных: иерархические, сетевые, табличные или реляционные. Иерархические базы графически могут быть представлены как перевернутое дерево, состоящие из объектов различных уровней (например, иерархической БД является каталог папок Windows).Табличные или реляционные базы представлены в виде таблиц, состоящих из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть – полями, а горизонтальные строки – записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка – запись, которая хранит информацию.Сетевая база данных является обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка (сетевой базой данных является Интернет).
В работе с СУБД возможны следующие режимы:
1. Создание – описание данных, их структур, первичный ввод, пополнении;
2. Редактирование – удаление устаревшей информации, корректировка данных для поддержания их актуальности,
3. Поиск – информации по некоторому признаку;
4. Подготовка и генерация отчетов;
5. Манипулирование - действия с БД как с целым: просмотр; копирование ее файлов, например на бумажный носитель; сортировка данных по заданному признаку и т. д.
Объекты MS Access.
1. Таблица – является базовым объектом MS Access.
2. Форма не является самостоятельным объектом MS Access, она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе.
3. Запрос и отчет – выполняют самостоятельные функции, запрос позволяет получить нужные данные из одной или нескольких таблиц, а отчет предназначен для печати данных.
Запросы: Запросам присущ обширный круг функций. В первую очередь они предназначены для отбора данных на основании критериев. Благодаря запросам можно в любой момент выбрать из базы данных необходимую информацию.
Формы: Форма (видна только одна запись) представляет собой бланк, подлежащий заполнению, или маску, накладываемую на набор данных. Форма-бланк позволяет упростить процесс заполнения базы. (Если данные меняются редко, то пользуются таблицей, если часто – то формой).
Отчеты: Отчеты служат для отображения итоговых данных из таблиц и запросов в удобном для просмотра виде.
Выбор по образцу (отфильтровать):
- установить курсор на значение (критерий), по которому производим выборку;
- “записи” - “фильтр“ – “выбор по образцу” или щелкнуть по инструменту в панели инструментов
Отказ от выбранного фильтра: - панель инструментов – Удалить фильтр
Осуществить поиск данных: - панель инструментов – Найти - окно Поиск и замена – Образец – ввести название данных, которые нужно найти – указать, где искать – Найти далееОсуществить сортировку данных:
- меню Записи – Сортировка – По возрастанию (По убыванию) или
- панель инструментов - или
Создание базы данных в среде Access-2007
1.Запустить Access 2007: Пуск – Программы – Microsoft Office -- Microsoft Office Access2007

4065270-31752.Выбрать значок Новая база данных (щелкнуть по значку).

-342900400053.В появившемся окне Новая база данных указать имя файла и нажать кнопку Создать.
База данных по умолчанию создается в папке Мои документы
с именем База данных 1, если уже существует, то - База данных2
и т.д , автоматически добавится расширение .accdb .
33223205715 Значок позволяет выбрать любой диск и папку для
хранения файла базы данных, можно указать любое
имя файла базы данных.
Откроется лента меню в режиме Работа с таблицами
-3429009525

2903220144780
130302039370
4.Выбрать значок , откроется меню: , выбрать Конструктор
5. Далее приступить к созданию структуры базы данных:
5513069795886
В поле Имя поля указать имена полей таблицы
В поле Тип файла нужно указать тип файлов, выбрав из колонки Тип данных
(тип зависит от вида информации, которая будет храниться в данном поле, например, текстовая, числовая, дата/время, денежная и т.д.).
В колонке Описание можно внести комментарии к каждому полю.
Значения характеристик полей, таких как размер, формат и т.д. устанавливается в нижней части окна конструктора;
5036820-107315 6.Одному из полей присвоить статус Ключевое поле, щелкнув по инструменту
1657350168275 (ключевое поле не позволит вводить повторяющиеся записи)
113157082557. Закрыть таблицу
Подтвердить сохранение
4448175114308. Структура создана, раскрываем таблицу щелчком по инструменту
Заполняем таблицу базы данных, например:
9. Создать запрос по трем полям: ФИО, Должность, Оклад:
Окрыть вкладку Создание, выбрать команду Мастер запросов;


246697580010
10. Выбрать «Простой запрос» - ОК
11.Далее в диалоговом окне «Создание простых запросов»
В окне «Таблицы и запрос Из окна «Доступные поля» пересылаем в окно «Выбранные поля»
поле: ФИО, Должность, Оклад.
12. Создать отчет по таблице Таблица:
в окне базы данных открыть вкладку Создание, выбрать команду Мастер отчетов из группы Отчеты;
-25908057150
13. Далее работа в диалоговых окнах «Создание отчетов» аналогична работе в пунктах 10-11.

14. Создать форму, включить в форму все поля таблицы Сотрудники:
в окне базы данных открыть вкладку Создание, в группе Формы щелкнуть л.к.м. по значку,,


4389120-148590723900123825
откроется окно , выбрать команду Мастер Форм,
откроется окно Создание форм,
т.к. в нашем примере в форму включаются
все поля таблицы Таблица, щелкнуть
л.к.м. по инструменту
В результате, из окна «Доступные поля» все поля Таблицы
пересылаются в окно «Выбранные поля» .66802038735Затем нажать ,43395905080-29400558420 , выбрать внешний вид формы
-351155132715
, выбрать требуемый стиль,
183642041275-351155112395
, задать имя формы,
77914552705затем щелкнуть
В результате, получилась форма к Таблице «Сотрудники»
Лист регистрации изменений
№ измене-нияНомера листов (страниц) Всего листов (страниц) в документе Вход. № сопроводитель-ного документа и дата Подпись
ответствен-ного за внесение Дата
Изменен-ныхНовых Аннулиро-ванных