Разработка модульных программ на основе компетенций.



Горбатова Т.В.,
Заместитель директора по учебной работе
КГУ «Зыряновский технологический колледж», г.Зыряновск

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено обновлению структуры и содержания технического и профессионального образования:
Упорядочить структуру подготовки кадров.
Обновить государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы.
Разработать модульные программы для получения нескольких квалификаций, создать банк данных модульных программ.
Существует множество подходов к разработке модульных программ на основе компетентностного подхода, мы предлагаем два подхода: функциональный анализ и DACUM.
Упрощённая организационная схема
обучения по модульной системе.


















DACUM - это сокращение от Разработка Учебной Программы. DACUM - это методика, основанная на групповом подходе с использованием мозгового штурма для разработки учебной программы на основе анализа профессии для определения соответствия её содержания требованиям этой профессии.
Функциональный анализ – это описание трудовой деятельности через функции и результаты.
Для успешной разработки модульной программы необходима творческая группа, причем её должны составлять 5-14 профессионалов от производства и образования под руководством квалифицированного фасилитатора.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Результаты нынешнего этапа реформирования системы профессионального образования Казахстана, во многом связаны с введением новых учебных программ, учитывающих изменения экономической ситуации и требования рынка труда. Как показывает опыт многих европейских стран, решить такие задачи можно на основе модульного принципа составления программ для обучения рабочих и специалистов.
На основе анализа современного состояния содержания ПО можно выделить такие актуальные проблемы данной области, как:
устаревший характер значительной части учебной информации;
недостаточное отражение потребностей рынка труда в учебных планах и программах, по которым ведется обучение;
несоответствие реального уровня профессиональной подготовки в профлицеях и колледжах требованиям работодателей к квалификации специалистов;
отсутствие качественных учебно-методических средств, позволяющих сравнительно быстро и экономично переориентировать программы профессиональное обучение на новые специальности.
Решение перечисленных и ряда других проблем обновления содержательного компонента ПО станет возможным при условии введения модульного принципа построения учебных программ, позволяющего гибко строить образовательного процесса и, тем самым своевременно и точно учитывать изменения рынка труда и потребности обучающихся. Разработка и практическая реализация модульных программ позволит изменить структуру содержания профессионального обучения, усовершенствовать формы и методы контроля его результатов, что в итоге повысит качество профессиональной компетентности специалистов данного звена.
В системе начального и среднего профессионального образования работа по модульным программам находится на стадии становления.
Традиционный подход к построению учебных программ основан главным образом на информационно-познавательном принципе, не позволяющем в должной мере решать задачи, связанные с целенаправленным развитием определенных свойств и качеств (включая профессиональные) обучаемых. Для большинства традиционных программ и учебников характерны перегрузка теоретического и фактологического материала, излишняя детализация второстепенных вопросов, слабая развивающая направленность, поскольку большинство вопросов и заданий для самостоятельной работы носит репродуктивной характер. В рамках таких программ не предусмотрены возможности уровневой дифференциации содержания предметов с тем, чтобы учитывать особенности учебной деятельности обучаемых. Эти и другие недостатки обусловили поиск таких подходов к структурированию программ, которые имели бы большую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации нужного и конкретного учебного материала для определенной категории обучающихся и специальных целей.
Модульные программы – один из вариантов удовлетворения указанной потребности. Они имеют следующие преимущества:
1. Организация процесса обучения на основе такой технологии представляет большие возможности для развития учащегося как субъекта учебной деятельности за счет планомерного, педагогически и информационно оснащенного самообразования и самообучения.
2. Модульной обучение предоставляет самые широкие возможности для осуществления индивидуализации образования путем:
индивидуализации темпа усвоения учебного материала;
варьирования средств, методов и форм усвоения знаний и умений;
индивидуализации контроля учебной деятельности и повышения роли самоконтроля;
усиления развивающей направленности педагогического взаимодействия.
3. Наличие в модуле средств входного, промежуточного и итогового самоконтроля учащихся развивает их способности самостоятельной самоорганизации и ответственности.
4. Модульные программы позволяют без ущерба сократить нормативное время изучения предметов на 20% - 30%.
5. Автономный и тематически разноплановый характер модулей позволяет на основе их сочетания строить и создавать целенаправленные модульные программы, обеспечивающие развитие конкретных профессиональных умений и способностей.
Из данного перечня следует, что принципиальными отличиями модульного обучения и традиционной системы образования являются следующие моменты:
содержание образования предоставляется в форме законченных автономных учебных комплексах – модулях, являющихся одновременно и банком информации, и методическим руководством по его усвоению;
активное взаимодействие педагога и обучающихся в образовательном процессе с помощью модулей обеспечивается предварительной самостоятельной подготовкой учеников к занятиям и учетом со стороны педагога уровня этой подготовки;
сущность модульного обучения предполагает неизбежность и обязательность соблюдения паритетных, субъектно-субъектных отношений между педагогам и обучаемым;
для достижения конкретных учебно-познавательных и профессиональных целей возможной объединение в одной модульной программе модулей по разным дисциплинам.
В настоящий момент практически во всех учреждениях ТиПО Восточно-Казахстанской области есть специалисты – модераторы, прошедшие специальные курсы по разработке модульных программ на основе компетенций на базе межрегионального центра по повышению квалификации педработников системы ТиПО Карагандинской области. Необходимо использовать имеющийся потенциал и передовой педагогический опыт.
Модернизация системы технического и профессионального образования для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования зависит от успешного и своевременного внедрения в ПО модульных образовательных стандартов и учебных программ.
Уважаемые коллеги "Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».
(Абай)


Проведение входного тестирования для оценки имеющихся возможностей и способностей кандидата на обучение

Комплектация пакета учебного занятия, в состав которого входит:
инструктивный материал для педагога; инструктивный материал для обучаемого; список оборудования, материалов и приспособлений, источников

Процесс обучения

Инструктаж по охране труда

Освоение теоретического материала

Приобретение практического опыта

Получение квалификаций, компетенций

Квалификационные экзамены