Деятельность социального педагога по работе с семьей


Деятельность социального педагога по работе с семьейДеятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую (схема).

Образовательная составляющая включает в себя помощь в обучении и воспитании.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение просвещения родителей по следующим вопросам:
Ø педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
Ø роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
Ø значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
Ø взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детой, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;Ø воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
Ø социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
Ø сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
Ø поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
Ø особенности воспитания детей с нарушениями в развитии;
Ø причины и последствия девиантного поведения, связь здоровья детей с асоциальным пристрастием родителей.
Социальный педагог может организовать практические занятия: выработать умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей, этика семейной жизни, адекватное реагирование на проблемные ситуации.
Психологическая составляющая включает в себя социально-психологическую коррекцию и поддержку.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье. Лучше, если она проводится комплексно специалистами: социальным педагогом, психологом, психотерапевтом.
Коррекция межличностных отношений проводится, если присутствует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства ребенка, нарушение доверия). Цель: помочь оценить взаимодействия в семье, затем проконсультировать, как сделать взаимодействие более конструктивным в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
 Посреднический компонент представляет собой помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга (праздники, конкурсы, летний отдых, вставки продажи, благотворительные аукционы, "клуб знакомств")
Помощь в координации направлена на совместное решение проблем:
· передача ребенка на воспитание в приемную семью. Социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться что ребенку там хорошо. Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог должен взаимодействовать сними, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;
· усыновление ребенка. Оно предоставляет усыновившим родителям права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;
· помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, - место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем. За этот срок социальные педагоги должны выяснить данные о месте проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.
Другой тип приютов - приют для женщин, подвергшихся избиению, и их детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома — «социальная гостиница». Эти приюты предоставляют место и питание на короткое время, обеспечивают консультирование.
В настоящее время определилось несколько ситуаций, требующих вмешательства:
• ребенок отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
• ребенок месяцами живет в больнице, но он не сирота, и не может быть помещен в детский дом;
• ребенок попадает в приемник-распределитель;
• подросток убегает из детского дома.
Законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь ограничивается словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет права дать убежище уставшему от скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка без документов и т. д.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи. Итак, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник — информирует семью о взаимодействии родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям).