Конспект урока по ОПК Православное учение о человеке (4 класс)


Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
Тема: . Православное учение о человеке
Ключевые понятия: тело, душа, внутренний мир человека.
Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности
Оборудование урока: бумага для письма
Ход урока.
Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».
Каждый урок мы будем начинать с нашего творчества. Если будет желание, вы можете писать стихи и мини-сочинения по темам и о своих чувствах, об отношении к религии и миру.
-Сегодня Анжела Югай прочтёт своё стихотворение:
Есть праздник Пасхи на Земле,
И в этот день священный,
Забудьте ссоры поскорей,
Пусть сердце будет радостным!
Христос Воскрес! Он говорил,
Что на земле все люди-братья!
Он на кресте нас всех простил,
И распахнул свои объятья!
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес! Спасибо Анжела! Мы продолжаем урок
Дополнительные вопросы.
1. Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.
2. Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу».
3. Объясни, как ты понимаешь, что это такое, человеческая душа.
II. Чтение текста учебника.
Осмысление текста учебника.
Найди в тексте учебника то, что тебя удивило: ты никогда не предполагал, что может быть так, как написано в учебнике.
Найдите в тексте учебника ответ на вопрос, чем человек похож на Бога.
Каково удивительное свойство души?
III. Работа с дополнительным материалом
1. Сколько было этапов в создании человека?
2. Как в акте создания проявилась любовь Бога к человеку?
IV. Работа с дополнительным материалом.
Прочитайте стихотворение неизвестного автора «Круговая порука добра».
Ответьте на вопрос: какие мысли, утверждения, высказанные в стихотворении, свидетельствуют, что автор приведённого стихотворения – христианин?
Круговая порука добра
Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла.
Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора –
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!
- Приведите примеры из литературы помощи человека-человеку.А примеры, когда вредили друг-другу.V. Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы.
Дополнительные вопросы.
1. Как ты понял выражение «Круговая порука добра»?
2. Подумай, болела ли у тебя когда-нибудь душа? Подумай и расскажи об этом самому себе. Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?
3. Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли душевную теплоту по отношению к тебе и другим людям, или как в трудные минуты была стойкой их душа, или случаи, когда они проявляли душевную твёрдость.
4. Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству; Элизе из сказки Андерсена «Дикие лебеди», превозмогая боль, вязать братьям рубахи из крапивы. Приведи другие литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно.
5. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?
VI. Домашнее задание. Нарисуйте душу человека доброго и порядочного и душу человека жестокого и злого.