Презентация по русскому языку на тему: Как образуются слова?


Как образуются слова в русском языкеУрок русского языка в 5 классеАвтор: Зимина Тамара Анатольевна БОУ «СОШ №89» - познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке;- актуализировать знания об однокоренных словах;-расширять словарный запас;-сформировать у школьников творческую и социальную активность;-воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.Цели урока: Работа с эпиграфом -Заголовок- окошко для взгляда вперед,Посмотри и подумай :что тебя ждет?Заголовок- это не просто слова:Эти слова- всему голова.- О чем по- вашему пойдет речь на уроке? Друзья! Моя задача такова-Открыть вам, как построены слова.Какие их морфемы составляют,Какую роль в словах они играют. П. Чесноков -Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается «из чего сделаны мальчики и девочки» . Давайте ее прослушаем. Игра «Пети Ошибкина»Работа с текстом.Летят перелетные птицы,Ушедшие лето искать.Летят они в дальние страны,А я не хочу улетать. М. Исаковский-Прав ли мальчик? Почему?-Запишите однокоренные слова и выделите корень. Вспомните, что обозначает эта схема? В словаре содер-жится-4,5 тысяч корней, 500 суф -фиксов и меньше100 приставок.Их значениесмотреть в словаре. Сергей ЕсенинНивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем, совсем немногоЖдать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкойУвидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенкомЗапрягался в наши сани. Наблюдение над ролью приставки.Работа с текстом.Понравилось ли вам стихотворение?Найдите в тексте слова с приставками и запишите их в столбик.Нельзя кое-как, положась на удачу,Усвоить тему, решить задачу,Правильно сшить костюм без примерки-Каждое дело просит проверки. Проверка задания: Примеры : Значение приставки:Сжаты С- «движение сверху вниз» Примечталось при- неполнота действия Немного не- неполнота действияУвидал у- усилитьЗапрягался за- начал действие -Что такое приставка? Сделайте вывод. Роль суффикса в значении слова.Назови одним словом и напиши. Выдели суффикс.1.Ягода, которую любит медведи.2.Как можно назвать маленькую ягодку малины?3.Как называется участок земли, где растет малина? Самостоятельная работа (упражнение 283).Проверка:Избушка, бабушка, шалунишка, старушка, ребятишки.Чтоб упрочить ваши знанья,Даю домашнее заданье!-Сочините сказку о том, как образуются слова или выпишите из басни И. Крылова отрывок, где есть слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.