Типовые инструкции по технике безопасности


Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся.
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание я ход выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
 
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .________ Бореева Н.А. ___СавгильдинаЛ.В“____”_______2011 года “____”________2011 года.
Должностные обязанностипо охране трудаучителя физики и заведующего кабинетом
Учителя и заведующие кабинетами являются ответственными за организацию и проведение на вверенных им участках занятий и работ в соответствии с требованиями охраны труда. Они обеспечивают:
выполнение постановлений, распоряжений и приказов Московского комитета образования по вопросам охраны труда;
включение вопросов безопасных условий труда, производственной санитарии и противопожарной техники в планы уроков по физике и в экзаменационные билеты;
создание всех необходимых мер для здоровых и безопасных условий труда и занятий, а также контроль за выполнением установленных положений, правил, норм по охране труда;
проведение лабораторных занятий и других работ только при наличии соответствующего оборудования и других условий, требуемых правилами и нормами охраны труда;
размещение установок и стендов в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности и производственной санитарии;
безопасное состояние учебных мест, приборов, инструментов;
нормальное санитарное состояние учебных рабочих мест, приборов, инструментов;
нормальное санитарное состояние помещений;
ввод в эксплуатацию вновь созданных, а также реконструируемых кабинетов с санкции приемной комиссии;
составление и ежегодный пересмотр инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности, осуществление надзора за выполнением (инструкции согласовываются с профкомом школы и утверждаются директором);
систематическое проведение первичного и повторного инструктажа с лаборантом и учащимися, соответствующее их оформление;
ежегодную разработку мероприятий по охране труда для включения их в планы и соглашения по охране труда;
выполнение мероприятий, включаемых в соглашение по охране труда;
своевременное расследование и учет несчастных случаев, связанных с работой учащихся в кабинетах физики и принятие необходимых мер по устранению причин, которыми вызваны несчастные случаи;
проверку знаний и выполнение лаборантом и учащимися правил и инструкций по безопасным условиям труда;
тщательную проверку подготовленных опытов;
проведение в сроки, установленные администрацией и ПК школы контроля за состоянием охраны труда в кабинетах физики
 
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила пожарной безопасностив кабинете физики
Каждый работник школы, каждый учащийся должен обязательно знать и обязательно выполнять правила пожарной безопасности, в случае возникновения пожара принять все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара.
Помещение должно содержаться в чистоте. Весь сгораемый мусор и бумагу следует систематически выносить из кабинета.
В кабинете должны быть средства для тушения пожара: огнетушитель, песок, плотное одеяло.
В физическом кабинете запрещается работа учащихся с электрическими и нагревательными приборами без руководства учителя или лаборанта.
Материальные ценности в кабинете физики хранятся строго по ассортиментам. При этом не разрешается совместное хранение легко воспламеняющихся жидкостей с другими материалами.
К работе допускаются учащиеся, которые знакомы с техникой безопасности.
По окончании работы в кабинете ответственный за пожарную безопасность должен тщательно осмотреть помещение, устранить все недочеты. Снять напряжение с электросети рубильником или двухполюсным выключателем.
В процессе эксплуатации электрической сети и электрических приборов воспрещается подвешивать электропроводку на гвоздях и заклеивать обоями, применять электропровода с поврежденной изоляцией, использовать некалиброванные предохранители, обертывать электрические лампы бумагой или тканью, использовать электропровода для подвешивания стендов, таблиц.
Нельзя оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть приборы.
В случае возникновения пожара в кабинете необходимо соблюдать спокойствие, снять напряжение с электрической сети, эвакуировать учащихся по плану школы, позвонить по телефону 01.
 
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Инструкция по безопасным условиям трудав кабинете физики (лаборатории) для учащихся
Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключении источника питания.
Не включайте источник электропитания без разрешения учителя.
Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
Следите за тем, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, что бы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания, их сначала нужно разрядить.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
При получении стеклянной посуды проверьте ее цельность, не ставьте посуду на край стола и близко к нагревательным приборам. Помните, что стекло не выдерживает резких перепадов температуры, не наливайте в стеклянную посуду горячей воды без предварительного прогрева сосуда.
При работе с источниками тепла (электроплитками, газовыми горелками, спиртовками) соблюдайте максимальную осторожность. Помните, что длинные волосы могут быть источником травматизма при невнимательной работе с нагревательными элементами. При работе с нагревательными приборами пользуйтесь изолирующими прокладками.
Колющие и режущие инструменты при неправильном использовании могут причинить травму вам или вашему товарищу. Будьте предельно осторожны при работе с этими инструментами.
Для сохранения зрения будьте осторожны при работе с источниками света. Не смотрите на сильные источники света без предохранительных светофильтров.
Осторожно обращайтесь с химически активными веществами.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным условиям труда7 КЛАСС
Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.
Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щеткой или метелкой с совком.
При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.
При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.
При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз.
При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.
 
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным условиям труда8 КЛАСС
Тема: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ”
При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагревать до 60-70 С.
Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку с совком.
Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
Тема: “ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ”
При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводников были наконечники.
Все изменения в электрической цепи и ее разборку можно проводить только при выключенном источнике электрического питания.
Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем.
Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов необходимо отключать напряжение и сообщать об этом учителю.
Категорически запрещается трогать что-либо на демонстрационном столе и электрораспределительный щит.
ТЕМА: “ОПТИКА”
При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить и сообщить учителю.
Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
 УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным условиям труда9 КЛАСС
Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
При использовании весов взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
При окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.
При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.
При опускании груза в жидкость, нельзя резко отпускать его.
При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.
 УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным условиям труда10 КЛАСС
Тема: “МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА”
При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами.
Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
Тема: “ЭЛЕКТРОДИНАМИКА”
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения работы.
Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж в них только при отключенном источнике питания.
Не включайте источник питания без разрешения учителя.
Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить.9.По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.
Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.
 
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК .______________ _____________
“____”________200 года “____”_________200 года.
Правила по безопасным условиям труда11 КЛАСС
Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
Перед тем, как приступить к выполнению работы тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
При обнаружении трещин на стекле и линзах прекратить работу и сообщить учителю.
Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Нужно использовать щетку и совок.
Проверку электрических цепей, изменение в них, монтаж и ремонт производите только после отключения источников питания.
Не включайте источники питания без разрешения учителя.
Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью приборов для измерения напряжения.
Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, на концах проводов были наконечники. При сборке цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам.
По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите цепь.
Обнаружив неисправность в электрической установке, находящейся под напряжением, немедленно отключите источник питания и сообщите учителю.