«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25
г. Братск
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
воспитатель высшейквалификационной категории
Толстопятова
Галина Лукиановна Целью представления данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики во внеурочной деятельности, выявлении положительных результатов использования метода проектов в коррекционной школе по формированию знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников, повышению их уровня общего развития и всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни. Воспитанники интернатных учреждений помимо закономерного набора проблем детей-сирот: последствия депривации, интернатное жизнеустройство, негативный опыт жизни в асоциальной семье имеют еще ряд проблем, влияющих на перспективу их успешной интеграции в обществе:
Проблема интеллектуального развития, которая выражается в его недостаточности, в неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабо развитого мышления, низкой эрудиции. У воспитанников детских домов плохо сформирована картина мира, снижено развитие абстрактно-образного мышления.
Проблема эмоционально - волевого развития, что выражается в неадекватной самооценке, в неуверенности в себе, неорганизованности, неумении планировать и контролировать свою работу, несамостоятельности, повышенной тревожности, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, эмоциональной нестабильности, пассивности. Одной из основных задач работы с воспитанниками с нарушением интеллектуального развития является поиск наиболее эффективных методов организации учебно – воспитательного процесса, способных заинтересовать умственно отсталых воспитанников и делающих процесс воспитания осознанным и мотивированным. Использование инновационных технологий может помочь этой категории школьников подготовиться к жизни в новых социально-экономических условиях. Метод проектов - метод развития творческих способностей воспитанников, в основе которого лежит построение проекта, отражающего цель, средства и методы работы. Целью использования проектного метода при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии является создание такой модели воспитательной работы с детьми, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации вторичного дефекта, что поможет его социальной адаптации в окружающем мире. Сам проект - это форма организации совместной деятельности педагога и воспитанников, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Наиболее часто используемый вид – это проект решения проблемы (или интеллектуального затруднения).
Успех проектной деятельности заложен в осуществлении личносто – ориентированного подхода к воспитанникам, ведь в организации проектной деятельности мы осуществляли такой подход:
«Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить». Иными словами, необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы воспитаннику нужно добывать собственными силами – этому и учит проектная деятельность.
Основные правила, которыми мы руководствовались в организации деятельности:
- Какой бы пестрой ни была группа, она сделает гораздо больше, чем
один человек.
- Не обязательно знать все ответы, чтобы найти решение.
- Вклад и участие каждого члена группы повышает
производительность в целом.
Проект «Поделись своею добротой» - разработан в сентябре 2013 г. на основе возрождения и пропаганды Тимуровского движения в нашем современном мире. Что побудило к его разработке – наблюдаемая нами душевная черствость подрастающих воспитанников, их нежелание замечать боль и страдания окружающих, неумение откликнуться и помочь.
Цель проекта:  
Формирование уровня развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой,
ценностно - мотивационной сфер личности выпускников.
Задачи проекта:
Способствовать овладению воспитанниками социально значимыми способами деятельности.
Развивать сознание собственной полезности через вовлечение
воспитанников в различные виды проектной деятельности.
Воспитывать у выпускников понимание сущности добровольной, милосердной помощи.
В работе мы использовали следующие типы проектов:
1. информационный
2. практико-ориентированный проект
3. творческий проект
4. исследовательский.
В некоторых случаях типы проектов сливались, реализуя поставленные задачи с учетом методов работы и форм представления результатов. Проект «Поделись своею добротой» - это организация шефской помощи первоклассникам.
Наша деятельность в проекте:
помощь в организации хозяйственно – бытового
труда первоклассников;
- изготовление методических пособий как для уроков, так и внеурочной деятельности;
- помощь в проведении режимных моментов;
- организация занимательных игр;
- участие в прогулках;
- проведение развлекательных мероприятий.
Содержание проекта реализовывалось через разовые и продолжительные
акции, программы, операции, рейды, конкурсы.
Что мы запланировали и провели по организации досуга первоклассников?
Это программа «Мы – рядом».
- обучение малышей настольным, дидактическим играм;
- совместные прогулки;
- игры на свежем воздухе;
- разучивание подвижных игр;
- просмотр мультфильмов;
- рисование;
- оформление выставок;
- чтение книг;
Когда нам, взрослым трудно, мы ищем поддержку у коллег, родных, близких. Это так по-человечески.
Так и этим первоклашкам, трудно привыкать к новой школе, людям, требованиям. Поэтому, так важно, чтобы рядом были товарищи, которые научат, покажут, поддержат.
И просто, помогут в любой ситуации.
В реализации одного из направлений проекта- программы «Наша школьная планета» участвовали все девятиклассники. Каждый внес свою лепту, у каждого определился друг-малыш, который очень нуждался в старшем товарище.
Школа – это удивительная страна знаний! Но как- же сложно запомнить все эти цифры, складывать их, записывать…
А еще хочется порисовать, поиграть, побегать, да мало ли? Вот для таких трудных моментов и нужны старшие товарищи! Потому что – рядом! Помощь в организации режимных моментов – не исключение.
Для ребят первого класса все сложно. И банный день – не исключение! Старшие товарищи стали той самой первой, неотложной, самой скорой помощью для малышей в организации этого режимного момента. Старшеклассники Валера Кузнецов и Майский Володя с удовольствием принимают в этом участие: Валера организовывает игры с подгруппой мальчуганов, пока вторая подгруппа во главе с Володей моется в душе. Делает это он, как настоящий банщик, обучая малышей навыкам по уходу за телом.
Особенностью трудового воспитания являются систематичность, последовательность в работе.
Трудовые навыки формируются с детства: где хранится уборочный инвентарь, как намочить и отжать тряпку, вымыть пол, полить комнатные растения,
содержать в чистоте игрушки… этому и еще многому обучают старшие младших в операции «Свистать всех наверх» - проведении генеральной уборки. Сначала тяжелую работу старшеклассники выполняли сами, но малышей всегда брали с собой, показывая, обучая навыкам ухода за жилищем, своим домом.
На сегодняшний день, это – совместная, с удовольствием выполняемая работа. Малыши с нетерпением ждут, кто пойдет чистить ковры со старшими. И территорию усердно убирают, рядом с девятиклассниками.
Опасный труд в горячем цехе. На протяжении первого года старшеклассники сами готовили, гладили школьную форму младшим. Но исправно выступали в роли старших наставников, обучая навыкам безопасной работы с утюгом. Под контролем и с помощью старших ученики теперь уже второго класса успешно справляются с задачей подготовки школьной формы.
В игровой 9 класса организован и успешно действует Живой уголок. В проекте запланировали и успешно реализовали программу «Доброта спасет мир!». Удивительные чувства испытывают первоклассники при посещении уголка. Удивление, радость, страх…Наблюдения за животными помогают малышам окунуться в мир эмоций, искренно радоваться проделкам свинки по кличке Мыша, крысы Рокки. Как хочется погладить, прикоснуться, протянуть кусок морковки. Любимая живность Дениски – лягушка. Обожает ее вечернее сытое пение, сам подпевает! Но расслабляться при обучении навыкам по уходу за животными не стоит. Главное – это не терять бдительность. Малыши быстро отловят рыбешку, даже без удочки. И унесут в кармане, чтобы не выпрыгнула. Так уже было.
В этом году девятиклассники получили задание принять участие в организации рождественских каникул. Фейерверк фантазии и энтузиазма! Провели святочные гадания, шашечный турнир, разработали сценарий настоящей, сказочной, новогодней истории,
провели аттракционы, занимательные конкурсы, игры – инсценировки, хороводы.
Не остались младшие и без подарков. Девятиклассники изготовили машину с символическим лозунгом «МЧС всегда рядом!». Как помощь старшеклассников малышам – всегда вовремя.
Параллельно проекту «Сотвори добро» в течение этого года совместно с воспитанниками были разработаны и реализованы следующие проекты:
Исследовательский проект «Твои люди, Братск».
Цель его – знакомство с людьми труда, с теми, кто прошел историю Братска своими жизненными шагами. Как здорово было узнать, что дедушка нашей воспитанницы, Голиков Владимир Ильич – строитель Братской ГЭС, Почетный энергетик Иркутской области. Творческая группа занималась сбором информации. Им разрешено было ознакомиться с семейным Архивом, записать рассказы о трудовых комсомольских буднях. В газете были использованы только документальные факты и подлинники документов. Заинтересовала газета всех воспитанников школы.
Творческая выставка рисунков Печениной Кати на Школьном Вернисаже – это результат индивидуального проекта. Такие виды проектной деятельности способствуют личностному становлению воспитанников, помогают им проявить свою индивидуальность.
В нашей школе стали традиционными Предметные декады. В рамках одной из них, трудового обучения, с целью профпросвещения был реализован творческий проект «Салон Красоты», где старшеклассницы с удовольствием демонстрировали свое умение делать прически, макияж для юных девушек. Результаты работы были представлены в презентации.
Необходимость соблюдения школьного дресс кода и нежелание некоторых учеников носить школьную форму побудили к проведению информационной проектной Акции «Я – школьник». Через интернет было найдено Положение Министерства образования о требованиях к внешнему виду учащихся. Мы организовали фото сессию не только школьной прически, но и одежды. Информационный проект заслужил внимание всех школьников учреждения. Это способствовало мотивации к выполнению требования носить школьную форму.
Проблема обновления нашей жилой комнаты была реализована впрактико – ориентированном проекте «Кто в доме хозяин?», в котором не только закрепляли навыки, приобретенные в школьных мастерских, но и обучались новым техникам. Главная же цель проекта – воспитание бережного отношения к продукту человеческого труда, собственного труда. Мальчики покрасили стены, отремонтировали шкафы, девочки покрыли их лаком. В рамках этого проекта большое внимание уделяли и формированию умения рукодельничать. Как меняется время, как меняется мир и его представления о красивом! Это мотивирует воспитанников обучению современным технологиям декоративно-прикладного искусства: тестопластика, работа с бисером и природным материалом. Успешно освоили технику «Декупаж». Использовали для украшения предметов не только традиционную бумажную салфетку, но и другие, очень интересные материалы. Шили мягкие игрушки, целые сказки создавали с ребятами.
Большой интерес вызвала у девочек класса техника «Канзаши». Панно и картины в этой технике имеют Дипломы победителей городских и областных конкурсов: «Байкальская звезда», «Звездная россыпь», «Апрельская капель».
На этом мы не остановились. Приобретенными умениями выпускники охотно делятся с младшими воспитанниками, проводя различные Мастер – классы, творческие лаборатории. Работы участников проекта удачно использованы в дизайнерском оформлении зоны школьного уголка. Эстетично. Гармонично. Функционально. И огромный воспитательный мотив, потому что своими руками.
Оценивание степени сформированности соответствующей компетентности у воспитанника происходит по следующим параметрам:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень вовлеченности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
- практическое использование раннее полученных знаний и умений;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
Работа в проектах различной направленности, анализ ее результатов показывают приобретенный воспитанниками опыт в организации коллективных творческих дел, что способствует формированию уровня ключевых компетенций. Именно благодаря проектной деятельности ярко проявились «Маячки» нашего школьного коллектива, на которых можно опереться, которые проявляют не только самостоятельность, последовательность, но и творческие задумки. Показали высокий уровень участия в проектной деятельности все воспитанники класса. Вклад был разный, но он есть от каждого выпускника. Мы уверены, что такая работа оказывает действенное влияние на формирование жизненных позиций выпускников, способствует в дальнейшем успешной социальной адаптации во взрослую жизнь.
Список литературы по организации проектной деятельности:
Взятышев В.Ф. «методология проектирования в инновационном образовании»
/Инновационное образование и инженерное дело. – М. 1995г./
Раппопорт А.Г. «Границы проектирования» /Вопросы методологии, №1. 1991.
Проект «Гражданин» - способ социализации подростков. /Народное образование, № 7, 2000/.
Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
Памятка по организации проектной деятельности
Интернет ресурсы по проблеме организации проектной деятельности.
www/likt590.ru/hfmyatka,pdf