конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце(2 класс)


Михалевская средняя общеобразовательная школа
ШМО учителей начальных классов
«Мягкий знак. Правописание слов с мягким
знаком в середине и на конце слова»
Урок объяснения нового материала
во 2-а классе

УчительУмбетова Н.Н.
09.12.2014Тема: «Мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком в середине и
на конце слова»
Класс: 2-а
Тип урока: урок изучения нового материала в форме урока-путешествия в зимнюю сказку.
Технология: ИКТ, игровая, проблемно- развивающее обучение, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: Развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака.
Задачи:
образовательные: уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков, о роли мягкого знака в словах; формирование навыка написания слов с мягким знаком на конце и в середине слова;
развивающие: развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака; развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие навыков работы в частично-поисковой познавательной деятельности; развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие орфографической зоркости;
воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, воспитание интереса к изучению данного предмета, любви к родному языку, природе; воспитание способности к напряжённому умственному труду.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска hitachi fx-77, презентация, магнитная доска, карточки-раскладушки для объяснения и закрепления нового материала, снежинки с текстом упражнения, красочные мягкие знаки для записи слов на них, снеговики для физминутки, опорные таблицы о роли мягкого знака в словах, картинка-солнышко, выставка рисунков о зиме учащихся, принявших участие в международном конкурсе детского творчества «Краски», солнышко.
Ход урока
I. Организационный момент
–Сядьте тихо, неслышно, и начнём наш урок.
–Какое время года наступило в природе?
–Назовите характерные признаки зимы. (мороз, снег, ветер)
–Я знаю, все вы любите зиму, а 10 ребят из нашего класса приняли участие в международном конкурсе творчества «Краски», нарисовав рисунки о зиме. Серёжа Зимин отправил ещё и сказку о снеговике, которую сочинил с мамой.
Молодцы!
–Не смогла и я остаться равнодушной к красоте родной зимней природы и сфотографировалась в сказочном лесу. (слайд-фото о лесе)
–Я приглашаю всех совершить на уроке русского языка путешествие в зимнюю сказку.
II. Минута чистописания
–Чтобы не увязнуть в сугробах, протопчем дорожку из буквы….Как вы думаете, из какой, если разговор идёт о зиме? (из буквы «з»)
ззззз зизезюзязё
зима замёрз мороз узор –Прочитайте слова. Какие орфограммы в них встретились? Запишите их без ошибок.
–Составьте «зимние» предложения, пользуясь данными словами.
–Слово «зимние» я употребила в прямом или переносном значении? (в переносном)
–Запишем предложение: Мороз нарисовал на стекле сказочный узор.
III. Актуализация знаний
–Подчеркнём в словах предложения буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. На доске эту работу выполнит Алина.
–С помощью чего обозначена мягкость согласных?(с помощью гласных И, Ё)
–Какие ещё гласные выполняют такую же роль в словах? (Е.Ю,Я)
IV. Создание проблемной ситуации
–Посмотрите на эту запись (слайд со словами)
–Можно ли утверждать, что здесь записаны слова? (нет, в них нет смысла)
–Запишите их так же в два столбика.
лос пен
сол гус
–Как произносятся согласные на конце?
–Попробуем смягчить их с помощью гласных Я,Ю,Е,Ё,И, но чтобы они по-прежнему оканчивались на согласный звук. Не получается?
–У нас проблема, а значит, будем её решать. Вы готовы?
Физминутка под песню «Раз морозною зимой»
V. Работа по теме урока
а) Решение проблемы
–Ребята, у нас недалеко от Егорьевска есть предприятие «Кроношпан», на котором делают строительные материалы, окна и многое другое. Недавно туда завезли оленят (слайд Оленята)
–Поможем одному из них (слайд с текстом)
На урок пришёл олен
Стал читат он слово «тен»
Да не смог понят никак:
Что-то здесь, друзья, не так!
–Что же здесь не так? (на слайде в словах проявляется Ь)
–Какую же роль выполняет мягкий знак?
(прикрепляю карточку: Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
–Вернёмся к записи в тетрадях и смягчим согласные звуки с помощью мягкого знака (лос - сол)
б) Наблюдение над ролью мягкого знака в словах
–Запишем пары слов по этим карточкам-раскладушкам: угол – уголь, мел – мель, жар – жарь, ел – ель.
–Что произошло со словом, когда к нему добавили мягкий знак? (изменилось лексическое значение слова)
(прикрепляю карточку: Ь может изменить лексическое значение слова)
–Скажите, сколько букв и звуков в каждой паре слов?
(прикрепляю карточку: в словах с Ь звуков может быть меньше, чем букв)
–Итак, какова же роль мягкого знака на конце слов? (читаем по опорным таблицам)

–А какой звук обозначает сам мягкий знак?
–Прочитаем вывод на с.124 учебника.
в) Самостоятельная работа учащихся за ролью мягкого знака в середине слова (поисково-исследовательская деятельность в парах)
–Рассмотрите таблицы в у.203. Работаем в парах: понаблюдайте, порассуж -дайте и сделайте вывод, изменилась ли роль мягкого знака, когда он с конца слова перебрался в середину?
–Итак, к какому выводу вы пришли?
–(работа по карточкам-раскладушкам):
–Запишите слова по карточкам, где надо, вставляйте мягкий знак:
деньки, коньки, сосульки, бельки.
–Прочитайте, в каких словах написали мягкий знак. Зачем? У кого не так?
(уголки-угольки, белки-бельки)
–Кто такие бельки? (детёныши тюленей)
–Посмотрите на них на иллюстрации на с. 127.
–Скажите, а какие звуки обозначают буквы, между которыми пишется Ь? (согласные звуки)
–Читаем вывод на с. 125 учебника.
–Что значит, что буква Ь – орфограмма?
Физминутка под песню Газманова «Белый снег»
VI. Закрепление знаний о правописании слов с мягким знаком
–Прочитайте внимательно про себя текст упр. 205.
–Прочитаем его выразительно.
–Сколько букв надо вставить в каждом слове? (две)
–Какую обязательно букву напишите в каждом из этих слов? (Ь)
–Возьмите снежинку, на которой напечатан этот текст, и вставьте в слова пропущенные буквы. Кому потребуется помощь – поднимите руку, и я помогу.
VII. Домашнее задание
–Прочитаем о бельках рассказ в у.208
–Что вы узнали о бельке?
–Прочитайте только описание белька.
–Это задание дано в 3 вопросе к тексту. Его вы и выполните дома. Записываем задание в дневник (слайд у. 208, 3-ий вопрос; чит. с.124-125)
VIII. Рефлексия
(на слайде) Я узнал…
Я понял….
IХ. Итог урока
–Так что же это за буква, у которой (слайд):
1.Нет собственного звука.
2.Но может влиять на предшествующий звук.
3.Может изменить лексическое значение слова.
4.Не может стоять в начале слова, так как не имеет заглавной буквы.
(на слайде появляется большой Ь)
–На уроке многие из вас были активны, поэтому «5» получают…,
«4»…
–Всем вам я дарю вот это солнышко (прикрепляю на доске) и дарю Ь: напишите на нём как можно больше слов, в которых ему найдётся местечко.
–Спасибо всем за урок!