Урок русского языка Употребление ь знака для обозначения грамматических форм

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы. 2. Развить орфографическую зоркость, самоконтроль, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 3. Воспитывать интерес к предмету стремление к грамотной речи;
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
В процессе работы формируются:
Предметные результаты: опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.
познавательные – знать орфограммы употребления ь, уметь различать написание слов с ь, анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;
личностные: определять цели своего обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Тексты для индивидуальной и парной работы 2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»
3. Тест. ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.
В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?
Ученики у доски готовятся к ответу:
1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:
- после любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.
- в середине слова:
А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)
Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным ( Кузьма, больше)
В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).
Ь не пишется:
-в буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.
-между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.
-перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт
- Обозначает ли Ь звук? (Нет).
- Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?
Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

2. Актуализация знаний. У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.
3. Орфоэпическая разминка. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)
Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения
закУпорить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.. Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.
Например:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.
Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.
Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.

- Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка .)
Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?
1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.
2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.
3. А ещё для чего служит ь ? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова) - создание проблемной ситуации.
Работа по основной теме урока.
Анализ предложенной орфографической задачи:
В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь, почему в нём пишется ь знак? ( Это наречие с основой на шипящую).
Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.
- Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.
Ь после шипящих

Ь пишется
Ьпишется

Часть речи
пример
признаки
Часть речи
пример
признаки


Реч, фальш


Грач






Много туч



Мечтаеш






Плач.., плачте






Завлеч.., беречся






Вскач..,настеж


Уж, замуж, невтерпёж



Иш.., лиш, виш









Дремуч, колюч


Ь в падежных и глагольных формах


Дет..ми Четыр..мя






Вос..ми






Пит-напит..ся






Прибав..- прибавте






- Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)
- Какая же тема сегодняшнего урока? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.
- Словарь. Что такое грамматика?
- Грамматическая форма?
- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?
(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).
- Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).
- Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице
Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.
Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!
Не любит споров он и драк:
Он всем старается помочь!
Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
Он в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь – отрежьте!
Поешь – поешьте!
Исправь – исправьте!
Оставь – оставьте! –
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
IV. Закрепление.
1. Решите орфографическую задачу.
Задания по вариантам: в парах. Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.
1 вар. Упр. 112 (1)
2 вар. Упр. 112 (2)
3 вар. Упр. 113 – 2 строки
4 вар. Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.
Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.
5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

1. Каждый труди....ся , мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.
Проверка выполненных заданий.
Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.
Буква ь в современном русском языке может употребляться:
а) в качестве разделительного знака;
б) для обозначения мягкости согласного;
в) для обозначения грамматических форм.

Самостоятельная работа. Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.
Тест
1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) улыбается мне, снится сон, торопится она
Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье , береч..ся от простуды.
2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется
А) гуляеш, улыбнешся, клеиш
Б) жгуч, тягуч, трескуч
3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) сплош, вскач, настеж.
Б) уж, замуж, невтерпёж
4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) рож, ноч, мыш.
Б) грач, мяч, пейзаж
5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется
А) назнач..те, утештесь, нареж..те
Б) из училищ, из-за дач, из-за туч
Как оценить успехи:
«5» - всё правильно
«4» - одна ошибка
«3» - 2 ошибки»
Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б , 3 а , 4 а , 5 б ) .
Рефлексия
- Чему был посвящён урок?
- Какие затруднения испытали?
- Что помогло их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
V. Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:
1. § 19, таблица, упражнение 114
2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

Дополнительное задание «Подумайте!»
/Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.
Мелестная девежпритясла комейный боромеж
Лусый морош увертал чулёную велоч.\

Диагностическая карта

?
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но остался вопрос по теме.

!
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах, но не уверен, что всегда смогу. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!!
Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»















15