Статья Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

«Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

Подготовила:
учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7» Кайрис Г. И.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях динамичной, быстро меняющейся жизни от них требуется не только усвоение знаний и владение ими, но и в первую очередь умение добывать эти знания самим, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Проблема формирования познавательного интереса всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании. От поиска её решения в значительной степени зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, поскольку познавательный интерес является и важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Кроме того, познавательный интерес играет важную роль в становлении личности, при определённых условиях становится чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Развитие творческих способностей является приоритетным направлением в современном образовании. Актуальность данного направления, необходимость его разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации этой деятельности.
Почему эта тема актуальна для меня, как для учителя начальных классов и классного руководителя?
В последнее время я столкнулась с проблемами, связанными с познавательной активностью школьников. Контингент учащихся моего класса неоднороден. Детей с повышенным и высоким уровнем развития познавательных процессов и познавательной активности немного. У значительной части детей наблюдается пониженный и низкий уровень развития познавательных процессов, учебной мотивации, познавательной активности. Это затрудняет усвоение ими учебного материала, вызывает заметное отставание от сверстников в общем развитии, делает их недостаточно успешными в учебной деятельности. В то же время, и эти дети, и дети с высоким уровнем развития познавательных процессов и познавательной активности могут обладать определённым потенциалом, задатками творческих способностей в конкретной области, которые необходимо выявлять и помогать развивать.
Осознавая необходимость формирования познавательного интереса и развития творческих способностей – как важных факторов достижения целей учебно-воспитательного процесса, общего развития ребенка, успешной его социализации, целью своей работы считаю создание условий для развития познавательного интереса детей, раскрытия их индивидуальных, творческих способностей через использование эффективных форм и методов работы.
Большие возможности для этого представляет внеурочная деятельность, в которой всем учащимся предоставляется возможность проявить себя, включаясь в разные виды деятельности, в том числе те, которые имеют для них большой личностный смысл.
В числе задач, решаемых внеурочной деятельности, есть, в том числе, следующие:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей;
создание благоприятных условий для развития ребенка, для удовлетворения потребностей и интересов детей;
развитие творческого мышления, творческих способностей.
Содержательным ориентиром в работе по формированию познавательного интереса и развитию творческих способностей считаю все основные направления внеурочной деятельности, но особенно выделяю: научно-познавательное, художественно-эстетическое, проектную деятельность. Но поскольку основные направления внеурочной деятельности не покрывают все видовое многообразие познавательной, творческой деятельности детей в школе, наряду с направлениями опираюсь на такие виды внеурочной деятельности как: игровая; познавательная; досуговое общение; художественное творчество; техническое творчество; социальное творчество (социально преобразующая деятельность); туристско-краеведческая деятельность.
Многообразие видов деятельности способно помочь выявить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка и создать условия для дальнейшего их развития.
Разрабатывая систему мероприятий по формированию познавательного интереса и развитию творческих способностей во внеурочной деятельности и вовлечению детей в активную творческую познавательную деятельность, считаю целесообразным и эффективным использования следующих современных образовательных технологий:
Технология сотрудничества
Игровые технологии
Технологии проектной и исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка. Совместно с учителем и во взаимодействии друг с другом дети работают, учатся, творят. Вместе не только легче и интереснее, но и эффективнее. Когда рядом с тобой товарищи и учитель, всегда найдётся у кого спросить, если что-то не понял, обсудить решение той или иной проблемы.
Опираясь на данную технологию, использую следующие способы стимулирования познавательной и творческой деятельности детей:
доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него объектами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Поступление ребёнка в школу даёт начало переходу познавательных процессов на более высокий уровень и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- говорил В.А. Сухомлинский.
В своей работе широко использую игру и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, выбираю те или иные виды игр: игра упражнение, игра-эксперимент, игра соревнование, сюжетно ролевая игра, игра путешествие, игра – драматизация. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.
Используя сюжетно-ролевую игру «Журналисты», организовали в классе выпуск регулярной газеты «Твори, играй - не унывай». Совместно с детьми подбираем и публикуем материал познавательной и творческой направленности.
Важное место во внеурочной деятельности занимает проектная и исследовательская деятельность. Что даёт приобщение учащихся к проектной и исследовательской деятельности? Позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка. У детей формируется научно-теоретическое мировоззрение, нестандартное мышление; создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»).
Обучение проектно-исследовательской деятельности начинаю с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений у детей (развитие умения задавать вопросы, видеть проблему, выдвигать гипотезы). Далее дети учатся работать с литературой, им предлагается выполнение рефератов, сообщений на выбранные темы. Потом приступаем к выполнению «пробных» самостоятельных исследований и мини-проектов. Например: «Традиции моей семьи», «Мой домашний питомец», «Как хороша новогодняя ёлка!». Затем идёт формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения проекта на основе интересов детей. Вот несколько примеров: творческий проект «Новогодний спектакль «Двенадцать месяцев», социальный творческий проект «Память бережно храним», исследовательский проект «Ступеньки жизни. История нескольких семян фасоли».
Для ребёнка проектно-исследовательская деятельность - это возможность максимального раскрытия своего интеллектуального и творческого потенциала.
Интегрирование современных образовательных технологий и ИКТ создаёт условия для формирования информационной культуры личности и таких социально значимых качеств как активность, самостоятельность, креативность.
В своей работе используем следующие возможности ИКТ:
компьютер как средство поиска информации;
компьютер как средство обработки информации;
компьютер как средство хранения информации;
компьютер как средство обеспечения наглядности;
компьютер как средство коммуникации;
Значительная часть детей редко бывает в музеях и мало путешествует. Иногда, в силу разных причин, нет возможности увидеть какой-либо реальный объект. Решить эту проблему, хотя – бы частично, помогают виртуальные экскурсии. Применяются они как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Самостоятельное совершение виртуальной экскурсии детьми, выполнение разнообразных, нестандартно сформулированных заданий к ней, а также создание виртуальной экскурсии самими детьми значительно увеличивает её дидактическую значимость и потенциал.
Данная работа позволяет объединить интерес учащихся к новым технологиям и к различным областям и сферам деятельности человека. Даёт возможность продемонстрировать свои наработки другим участникам образовательного процесса, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию творческой самодеятельности, интереса к экскурсионной и просветительской деятельности. Вот несколько примеров виртуальных экскурсий, созданных детьми: «Государственный заповедник «Столбы», «Хозяйство моей бабушки», «Мой родной город».
В течение года работаю по дополнительной общеобразовательной программе внеурочной деятельности «Почемучка» (разработана на основе авторской программы «Развитие познавательных способностей» (Курс РПС) О.А. Холодовой). Эта программа позволяет успешно решать проблемы комплексного развития познавательных процессов, помогает формированию нестандартного мышления, способствует расширению кругозора детей, овладению рациональным и эффективным приемам работы с информацией. Целью данной программы является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, его творческих способностей, создание условий для его самореализации.
Понимая очевидность того, что деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения диагностических средств, с целью исследования и фиксации результатов, в своей работе использую: наблюдение, беседу, анализ детских работ, анкетирование, тестирование и пр. Важным и необходимым считаю сотрудничество со школьным психологом, городской ПМПК, ДДУ, родителями.
Важным в работе по организации внеурочной деятельности считаю привлечение детей в кружки, секции, объединения дополнительного образования. Необходимо помочь детям и их родителям в выявлении индивидуальных способностей, склонностей к тому или иному направлению деятельности, работать над повышением мотивации детей к занятиям разными видами внеурочной деятельности. Тесно взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности: городской библиотекой семейного чтения, Таймырским краеведческим музеем (кружок), Центром народного творчества, ДЮЦТТ «Юниор», КДЦ «Арктика». Участвуем в экскурсиях, беседах, викторинах, кинолекториях. Здесь ребята проявляют свою любознательность, активность, учатся общению со сверстниками и взрослыми. Кроме того, ребята активно участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня, занимают призовые места.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема формирования познавательного интереса и развития творческих способностей детей приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Считаю важным и необходимым создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей, их творческого развития. Использование перечисленных выше технологий, их сочетание во внеурочной деятельности существенно повышает уровень общего развития детей, позволяет сделать процесс познания увлекательным и неповторимым.
15