Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

И.В. Ладанова,
г. Ульяновск, Россия,
ОГБПОУ УПК,
ЦДТТ № 1



Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания
младших школьников.


Конец двадцатого столетия и начала нового века в России характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов, с одной стороны, это федерализация (сохранение общего экономического, образовательного, культурного пространства), с другой регионализация (децентрализация, собственная стратегия политического, экономического и культурного развития).
Соответственно, во избежание столкновения интересов требуется достижение равновесия интересов регионов и федерального государства. Отсюда актуальность и важность «национального вопроса», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов. Одним из важнейших инструментов, помогающих решать данную проблему, является образование, как способ активного приобщения учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента. О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ «Об образовании», где, кроме федерального, предусматривается и региональный компонент содержания образования(1, с.49). Федеральный компонент стандарта определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Применительно к многонациональному Поволжью Ульяновская область занимает исключительное место. Регион имеет сложный национальный состав. Основную часть населения составляют представители русского, татарского, чувашского и мордовского народов, соответственно перспективы развития Ульяновска напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Одним из ведущих направлений в образовательном пространстве города, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.
Определяя задачи национального регионального компонента в программе «Музыка» для начальных классов общеобразовательной шк
·олы, можно выделить следующие направления:
1. Расширить у учащихся начальных классов знания о музыкальных традициях народов, населяющих регион; передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с «золотым фондом» народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся начальных классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Привить детям бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительских умений и навыков с учётом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков,
осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным, жизненным истокам. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения (2, с.89).
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остаётся времени для приобщения детей к народной музыке, которая в свою очередь приобщает их к традициям и национальному самосохранению (3, с.26).
Итак, становится очевидной актуальность данной проблемы – ведь народная музыка является верным средством познания жизни для детей. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно(4, с.72).
Таким образом, фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Знакомство детей с музыкальной культурой разных народов, населяющих Ульяновскую область, формирует их мировоззренческие установки, учит понимать специфику различных народных традиций и культур.

Литература:
1. Закон РФ «Об образовании», - М.,2013 – С.49.
2. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное творчество, - М., 2015-С.89.
3. Науменко Г.А. Русское народное детское музыкальное творчество, - Москва , 2013. – С.26.
4. Петрова А.В. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, - Новосибирск, 2014. – С. 72.






























































15