Разработка урока по ОРКСЭ Совесть и раскаяние (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Большая Ивановка»

Номинация конкурса:
«Лучший урок по основам православной культуры»;



Конспект занятия по ОРКСЭ (модуль «ОПК») на тему
«Совесть и раскаяние»
Учитель ОРКСЭ 1категории
Борисова Надежда Владимимровна




2017г

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
* узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Ожидаемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех», «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Осознавать, для чего людям нужны: совесть, раскаяние, понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.


Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Давайте представим что, свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали о себе?...... (высказывания детей)
2.Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить. (слайд 1)
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- А я так на тебя надеялась!
И тут у Пети внутри все будто похолоделоНепонятные чувства и мысли переполняли его
(Приложение 1)
- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.
- Как вы думаете, какие же чувства переполняли Петю?
- Чему посвящён наш урок? (совести)
(слайд 2)
3. Тема урока: Совесть и раскаяние.
Сегодня на уроке вы узнаете
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)
(Слайд 3)
Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
(Слайд 4)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)
(Слайд 5)
4. Работа над понятием «добро» и «зло».
Групповая и индивидуальная работа
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
это то, что способствует росту души,
помогает людям,
радует бога.
- Что значит «зло» в православии?
- А зло наоборот:
это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
5.Работа в парах с портретами : определить добрые и недобрые дела
Работа в парах Слайд 6ч.
- Определите по лицам добрые или недобрые дела они совершили.

1.

2

3

4

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
Возможные варианты ответов: на двух первых картинках люди смотрят вверх, значит, они совершили добрые поступки. На 3 и 4 люди смотрят вниз и закрывают лица, значит, их «мучает совесть», «совесть спать не дает», «испытывают угрызения совести», и они закрываются от Бога. - Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой

6. Знакомство с библейской истории «Отречение Петра».
Индивидуальная работа.
-Откройте учебники и найдите ее на с.36-37 нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
- Как показана работа совести в сюжете?
(- Он заплакал от горького стыда. Совесть начала жечь душу. Он стал гореть от совершённого греха.)
Слайд 7ч.
6. Работа с понятием «раскаяние».
Групповая работа.
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии и запишем в табличку которая лежит у вас на столе.
(Чтение текста детьми работа с приложение 2)
Копилка «Раскаяние» (Слайд 8)
Приложение 2.
Этап
Работа человека

Раскаяние
Изменение своей оценки

Первый шаг
Крик совести

Второй шаг
Возненавидеть поступок и стремление исправиться

Третий шаг
Покаянная молитва

Радость
Нет тайны о грехе


Слайд 9.10,11,12

а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?

( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).

-Когда приходит радость?
(Когда нет тайны о грехе)
(Слайд 13)
7.Включение в систему знаний.
Фронтальная работа.
- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
- Вернемся к плану нашего урока.
- На все ли вопросы мы получили ответы?
- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить, способны вы вылечиться от греха?
(- Нужно жить в ладу со своей совестью, и если совершил проступок сразу его исправить, покаяться и помолиться.)
Домашнее задание:Можно узнать, как звучат покаянные молитвы.



8. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения
Сегодня на уроке я узнал
Больше всего мне запомнилось
Я задумался

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.













Приложение 1
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
Приложение 2
Этап
Работа человека

Раскаяние



Первый шаг



Второй шаг



Третий шаг



Радость





Рисунок 0Рисунок 1Рисунок 315