Методическая разработка образовательного события по теме «Совесть» (ОРКСЭ модуль «Основы светской этики») 4 класс


Методическая разработка образовательного события.
Риторический ринг по теме «Совесть»
(ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»)
Цель: формирование гражданской позиции, совести как духовно-нравственного качества человека.
Задачи:
воспитывать чувство совестливости, ответственности за свои поступки;
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении;
способствовать развитию коммуникативных умений, культуры общения (развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, толерантно относиться к мнениям других людей) в разновозрастной группе.
Формы организации познавательной деятельности:;фронтальная;
групповая;
в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, листочки в виде знака вопроса, фломастеры, толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, распечатки: текст рассказа В.А.Сухомлинского (8 копий), тема урока, 3 разных определения совести.
Ожидаемые результаты:
• Обучающиеся будут иметь представление о таком духовно - нравственном качестве как совесть.
• Осознают, для чего людям нужна совесть.
• Получат возможность научиться анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, отстаивать свою точку зрения, высказывать собственное мнение; принимать чужое.
Участники: группа учащихся 4 класса, группа учащихся 10 класса, группа взрослых (например, пришедших на урок гостей).
Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Цицерон
Ход урока.
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб - дерево мудрости.
Нас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, загляните в себя, прислушайтесь к себе. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы я рассказал мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний. (Учитель читает стихотворение) Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке? - Конечно, разум, - первый мне ответил.
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
- Да нет, не то, заволновался третий.
И вот что строго он ответил (пауза)…

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Работа в группах: дети записывают на полосках бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?
Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!(прикрепляю карточку)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
- Назовите тему урока. (Совесть).
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон
Какие вопросы возникают?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево: Что такое совесть? Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?)ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
1.Работа с определениями.
- Как вы думаете, что такое совесть? (Ученики дают свои варианты ответов.)Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «совесть».
Например: весть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; свет  - это свет внутри нас и т. д.
- А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других.
(читаю и прикрепляю на доску)
Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Ожегов Сергей Иванович
Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру.
Даль Владимир Иванович
Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Он помогает делать правильный выбор в сложных ситуациях.
Авторы нашего учебника
(свободные высказывания с обоснованием выбора)
2.Работа с текстом Василия Александровича Сухомлинского. (Раздать тексты всем участникам события, попросить прочитать и придумать продолжение истории.)
Трудно быть человеком.
Ребята возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок. Уставшие ребята едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайний дом попросить воды. Из дома вышла женщина. Она достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в дом. Ребята напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!Когда они отошли на километр от хуторка, Марина вспомнила:- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. - Ее глаза стали тревожными.Ребята остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?- Стоит, - сказала Марина. - Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.- Вы как хотите, - сказала Марина, - а я вернусь и поблагодарю женщину...- Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман... - Ведь мы так устали...- Потому что мы люди...(На листах детей эта часть не напечатана. Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.- Трудно быть человеком... - подумал он.)(Участники занятия в группах представляют свой вариант завершения этой истории, сверяют с эталоном - слайд)
- Объясните, почему для Романа «быть человеком» оказалось трудно.
- Как думаете, почему он все-таки пошел с ребятами назад? О чем говорит его поступок?
- Можно ли сказать, что Марина поступила по совести?
- Приходилось ли вам слышать эту фразу? Как вы можете ее объяснить?
- Чтобы накачать мышцы, нужна тренировка, чтобы научиться бегло читать или решать трудные задачи, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе качество совесть?
(Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощения, не совершать плохих поступков, чтобы совесть не мучила.)
 V. Закрепление. Игра «Найди пару» (работа в парах с последующей проверкой по образцу - слайд)
- Соедините в таблице предложения, которые имеют похожий смысл, взаимозаменяемы.
Поступать вопреки своим убеждениям. Делать на совесть.
Жить честно, справедливо. Поступать против совести.
Делать что-либо хорошо, добросовестно. Жить со спокойнойсовестью.
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. Жить по совести.
Поступать без стыда, без стеснения. Поступок на его совести.
Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то Поступать без зазрения совести.
VI. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VII. Итог урока (сначала по вопросам на доске) Благодарю вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу тайны над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке, и ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.