«Белгородский фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в образовательном учреждении».

«Белгородский фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в образовательном учреждении».

Водолажская Наталия Александровна.
Учитель музыки «Гимназия №22»город Белгород

Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре становится актуальной задачей. На сегодняшний день не каждое образовательное учреждение в своей работе опирается на региональный компонент и национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, который изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
В раннем возрасте ребёнок начинает знакомиться с элементами фольклора. Именно от мамы он слышит свою первую колыбельную песню, музыкальный слух и музыкальная память ребёнка формируется благодаря малым фольклорным формам: частушкам, потешкам , прибауткам, считалкам, приговоркам, скороговоркам , песенкам – небылиц.[1] И именно детский музыкальный фольклор несёт в себе формирование представления об окружающем мире, развивает музыкальные способности: слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.
Для возрождения традиции Белгородского района мы занялись собиранием фольклора. Принимали участие в экспедициях по Белгородскому району, собирании старинных обрядов и праздников Белгородской области .
Но больше всего нас заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с детьми очень мало материала, а записывая и расшифровывая старинные игры ,потешки, пистушки , дразнилки можно в первозданной форме возродить и продлить существование фольклорных традиций нашего края. Поскольку сам материал детский, то понятно, что содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже людьми без музыкального образования. При разучивании песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса. [2]
Например, старинная и забытая всеми игра «Селезень утицу догонял» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:
Поют:
Селезень, утицу догонял
Молодой серую догонял
Дети взявшись за руки идут по кругу, водящий-«селезень» в кругу- красуется
Пойди утица домой
Пойди серая домой
Стоящие в кругу разбегаются-«селезень» догоняет.
И музыка, и ритмическая пластика, и игра на музыкальных инструментах и прикладное искусство- всё это фольклор.
Мне бы хотелось обратить внимание на календарный фольклор детям там отведена значительная роль. Заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, прививают детям любовь к природе, традициям своего края.
Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.
Перед исполнением спрашивают разрешение:
Дети: - Хозяин, можно коляду кликать?
- Разрешает хозяин?
Если позволяет хозяин то колядует:
Ой, калёда, ходили блудили!
Ой калёда, приблудили ко двору, к Ивановаму!
Ой калёда, ты Иван господин, ты повыдейка сюда!
Ой калёда, ты повыведи нас, из тёмных лесов, из зелёных дубов!
Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом.
Ой калёда, а твоей жане лисью шубу,
Ой калёда!
Исполнялась калядка в нескольких вариантах:
Ой калёда, ходили блудили!
Семьсот мужиков, донских казаков!
Как будете дарить
Так будем хвалить,
Ой калёда!
А не будете дарить,
Ня будем хвалить!
Ой калёда!

Потешный фольклор включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Именно детям хочется рассмешить, развеселить своих сверстников, небылици и прибаутки любимые детские ритмизированные сказочки. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора.
В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»:
Чи- чи- чи сорока, где была далёка?
На камушку сидела, на ворона глядела.
Щё вороны делая, письмецо пишет.
На девушку дыша, девка-девица,
Ступай по водицу, найди молодицу!
Молодица, молода. Калачиков напекла!
Калачи- горячи, из окошка мячи,
Приезжали торгачи, позабрали калачи!
«Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области:
Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла!
Что ж ты выстерегла? Коня с седлом, с золотым уздом!
А где твой конь? За воротами стоит!
Ай, где ворота? Вода снесла.
Ай, где вода? Быки попили.
Ай, где быки? Волки поели.
Ай, где волки? У лес ушли.
Ай, где быки? У камыш ушли.
Ай, где камыш? Девки пожали.
И конечно игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
Детские игры бывают простые и сложные, они доступны разумению детей с малых лет. В процессе игры у ребёнка возникает интерес к пению, они учатся согласовывать речь и движение. Основываясь на опыте работы можно сказать что массовые игры учат детей общается, становится богаче и разнообразнее духовный мир, приобщают к народным традициям.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.[3]
Использованная литература:
Г.М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами» ст. 502 ООО «Издательство Либерия»
И.И. Веретенников «Русская народная песня в школе» ст. 13 Издательский Дом «Шаповалов».
Белгородоведение: учебник для общественно образовательных учреждений/ под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород: БелГУ, 2002. ст. 410
15