Презентация к уроку русского языка СПП с несколькими придаточными


Виды подчинительной связи между придаточными Цели урока: научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.Задачи урока:Образовательные:- расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;- повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;- повторить виды придаточных предложений;- формировать навыки и умения грамотного письма;- закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.Развивающие:- развивать умение систематизировать, анализировать;- развивать внимание и речь, логическое мышление;- развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);Воспитательные:- воспитывать потребность в знаниях;- воспитывать любовь к родному языку. В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:Однородное подчинение.Неоднородное (параллельное) подчинение.Последовательное подчинение.Комбинированное подчинение. Однородное подчинениеПодчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:1.Если придаточные относятся ко всему главному предложению или к одному и тому же слову.2. Являются придаточными одного типа.Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).[ – = ], (что – = ), (что = – )...Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные  слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе. [ … ], (союз как … ) и (союз как … ). Неоднородное (параллельное) подчинениеЕсли из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.Таким образом, придаточные при параллельном подчинении - либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, - либо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам. Например: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).(Когда – = ), [то = ], (который – ).Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.(с.с. когда … ), [ … ], ( союз чтобы …). Последовательное подчинениеПри последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром. [ … ], (союз что … ), (с.с. который…).При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).[ = – ], (которые = ), (когда – =).Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).[ = ], (что, (когда – = ), = )  Комбинированное подчинениеВ сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).  Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли, и куда вам нужно идти (Л. Андреев).(Чтобы = ), [ = ], (ибо – =), (откуда – = ), и (куда = ).(однородное, параллельное и последовательное подчинение).