Рабочая программа дополнительных занятий по выбору учащихся художественно-оформительский кружок «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

МБОУ «Локотская средняя общеобразовательная школа № 1, имени П. А. Маркова»

Согласовано:

Утверждаю:

Зам. директора по ВР

Директор МБОУ ЛСОШ № 1

_____________Талалаева С.В.

_________________Иваников Е.Н.













Рабочая программа
дополнительных занятий по выбору учащихся

«ХУДОЖЕСТВЕННО - ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ КРУЖОК»

«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»






Программа разработана
учителем музыки и ИЗО
Мурадян С.В.







ЛОКОТЬ
«2015-2016»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В повседневной жизни одно из центральных мест в духовном развитии личности школьников занимают творческая деятельность, общение с произведениями искусства. Формирование высокого эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного и совершенствование изобразительных навыков – процесс длительный и планомерный, основанный на жизненных наблюдениях учащихся.
Занятия кружка  «Волшебная палитра»  помогут формированию художественно творческой активности школьников и вовлечению их в школьные и районные мероприятия детского художественного творчества.
Основным направлением деятельности кружка «Волшебная палитра» является взаимосвязанное и параллельное изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа постоянно совершенствуется, преобразуется на основе новых возможностей и практических результатов, включает в себя:
живопись - цветовая палитра, взаимоотношения цветов, создание художественных образов (гуашь, акварель);
графика - линеарные структуры, преобразование геометрических форм в различные объекты (карандаш, тушь, пастельные мелки);
декоративно - прикладное творчество - техника рисования пластилином, аппликация из цветной бумаги.
В кружке «Волшебная палитра» для ребят создается приятная комфортная атмосфера творчества, способствующая всестороннему развитию личности.
Основные разделы обучения: 1. Предметы имеют форму и цвет. 2. Соразмерность цвета, света, пространства, формы и общего объема в композиции. 3. Взаимоотношения предметов. Композиция. 4. Выразительность средств.
5. Достижение результата в общении со зрителем.

Продолжительность занятий определяется преподавателем и может составлять 60 минут в зависимости от возраста и навыков детей. Программой определено проведение 2 часов в неделю (70 часов в год, 35 учебных недель).

Программа направлена на развитие творческих способностей детей и предполагает:
Понимание начальных сведений по цветоведению (основные и дополнительные цвета, «тёплый» и «холодный» цвет, цветовой круг, контрасты).
Создание живописных и декоративных работ, где наглядно проявляются цветовые взаимодействия, а также пластические превращения геометрических форм в различные фигуры.
Приобретение навыков использования различных средств художественной выразительности.
Развитие фантазии и образного мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Учебный процесс разделяется на четыре этапа в течение года по принципу усложнения программы. Изучение основ цветоведения включает использование «основных» красок для составления «дополнительных». Геометрическая композиция составляется преобразованием простых форм в различные объекты, где каждый элемент значителен по содержанию и соподчиняется с другими, организуя единство и общую целостность по цвету и форме. В графических работах соединяются линеарные структуры, точка, пятно в художественные образы.
Гуашевые краски решают колористическую гармонию плоскости, усложняется мазковой техникой в рисовании. Понимание основ цветовой и геометрической композиции натюрморта, пейзажах, портрета осуществляется через зрительный ряд иллюстрированных и постановочных пособий. Натурный материал интерпретируется в личном замысле начинающего художника и выражается как результат различного видения каждым студийцем одного и того же предмета по-своему.
   Применение определений пропорции, контраста, света и тени, взаимодействия цветов в изменениях среды, где предмет существует, формирует в студийце собственное внешнее восприятие окружающего мира и воспроизведение его в своих работах, развивает образную память, наблюдательность. Составление воспитанником сюжета, раскрытие темы, создание равновесия в картине формирует его художественное мышление.
   Большое внимание уделяется оформлению помещения для занятий, выдержанность цветовой гаммы в светлых тонах, отсутствие излишних объектов, отвлекающих внимание, способствует планомерному учебному процессу. Художественность произведений наглядно демонстрируется в образцах народных ремесел, таких как изделия Жостово и Павловского Посада, близкое общение с великолепно выполненными предметами быта, их доступность и возможность анализировать их свойства, побуждает к творческому поиску при создании собственных произведений.
Обучение мастерству выполнения декоративной картины.
В программе обучения:
развитие художественной памяти и творческих способностей;
основы живописи, графики, композиции. 

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи кружка «Волшебная палитра»:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - Принцип динамичности (от самого простого до сложного); - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений); - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками); - Принцип интегративности (синтез искусств).

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация выставок детских.
Тематические выставки в МБОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.















Учебно-методический план и содержание курса.


п/п
Наименование темы.
Всего часов
Месяц

1. Осенний цикл

Вводный урок. Чем и как я рисую. Знакомство с материалами и инструментами художника. Знакомство с разнообразными техниками и правилами работы с красками и кистями. Знакомство с режимом и правилами поведения в кружке.


Составление композиции, изучение простейших правил ритма и динамики.

Поэтапное построение предметов. Знакомство с правилами симметрии.


Изучение декоративно-прикладного искусства: узор, орнамент, правила орнамента, использование правил на практике при составлении эскиза чайного набора и матрешки.

Рисование с натуры простого натюрморта из трех предметов на гладкой драпировке. Освоение техники акварель.

Копирование с предложенного образца с последующей творческой работой в цвете.

Знакомство со свойством цвета.


Всего:


3 ч.




3ч.

2ч.



3 ч.



3ч.

2ч.

2ч.

18ч.





Сентябрь
Октябрь
Ноябрь


2. Зимний цикл
Иллюстрация сказки.

Составление композиции с использованием правил симметрии, простейших правил динамики и ритиа.

Тематическое рисование на заданную тематику.

ДПИ. Выполнение новогодней игрушки в технике папье-маше.

Копирование с предложенного образца с последующей творческой работой в цвете.

Знакомство с воздушной перспективой.

Рисование с натуры простого натюрморта из трех предметов на гладкой драпировке. Освоение техники гуашь.

ДПИ. Знакомство с народным творчеством.

Знакомство с техникой аппликация.


Всего:
2ч.

1ч.

7ч.

2ч.

2ч.

1ч.

2ч.

7ч.

2ч.

26ч.



Декабрь
Январь
Февраль


3. Весенне-летний цикл
Поэтапное рисование предмета.

Тематическое рисование на заданную тематику.

Составление композиции с использованием правил симметрии, простейших правил динамики и ритма.

Знакомство с техникой аппликация. Коллективная работа.

ДПИ. Знакомство с народным творчеством.


Иллюстрация сказки.

Рисование с натуры.

Всего:

Итого:
1ч.

8ч.

5ч.


1ч.

5ч.

2ч.
3ч.

25ч.

70ч.

Март
Апрель
Май



Программа содержит блоки, на которые отведено определенное количество часов:

Знакомство с материалами и инструментами, а также с тем с чего начинается рисунок - 4ч.
Цветоведение. На уроках этого блока изучается характер и свойства цвета, основные азы цветоведения - 4ч.
Рисование с натуры: развивает внимание, формирует пространственное мышление, ребенок учится сравнивать и расставлять акценты, учится работать с объемом и светотенью - 8ч.
Тематическое рисование, рисование по представлению: развивает фантазию, учит сопоставлять вымысел с реальностью, развивает память. Наряду с непосредственными задачами изобразительного искусства – овладение знаниями, умениями, навыками в области композиции, рисунка, живописи, ставит задачу нравственного развития ребенка. Необходимый эмоциональный результат психологического погружения ребенка в тему достигается путем нестандартных подходов к теме учителем. – 28ч.
Копирование – получение навыков композиции, техники рисунка и живописи с помощью копирования с работ учителя или известных художников. Такой способ получения необходимых навыков использовался в эпоху Возрождения. – 5ч.
Декоративно - прикладное искусство. Знакомство с народным творчеством и приобщение учащихся к народным традициям путем изучения Городца, Хохломы и др. приводит к получению композиционных навыков. – 17ч.
Иллюстрирование. Данный блок позволяет связывать словесное и художественное описание воедино, таким способом ребенок развивает воображение, фантазию, получает композиционные навыки. – 4ч.

Так же на занятиях изучаются свойства различных изобразительных средств: акварели, карандаша, гелиевых ручек и т.д., развиваются живописные и графические навыки. Учащиеся получают навыки работы с различными техниками – гуашь, аппликация, работа акварелью по-сырому, гуашь, работа по тонированному фону и т.д.

Учебно-тематический план кружка “Кисточки”.

№ п/п
Тема
краткое содержание
Количество часов
Практическое задание
Дата



теория
Прак
всего




1.


Вводный урок. Чем я рисую и как я рисую.
Знакомство с материалами и инструментами художника. Знакомство с техникой и правилами работы с кистями и красками.



15м


45м


1ч.


На альбомном листе
работа в акварельной технике;
работа в технике гуашь;
работа в технике цветной карандаш;
работа с простым карандашом.


2.
Ее Величество Линия.
С чего начинается рисунок.
10м
50м
1ч.
Нарисовать узор из переплетенных линий, раскрасить отдельные пространства разными цветами.


3.
Основные формы.
10м
50м
1ч.
Вспомнить о различных основных формах, придумать и нарисовать рисунок в котором все предметы будут состоять из основных форм.


4.
Рисование с натуры.
Яблоко. Работа акварелью.
15м
45м
1ч.
Поэтапное построение вместе с учителем яблока. При построении используется основные формы. При работе с акварелью учащимся объясняется распределение светотени на предмете.


5.
Композиция. «Листопад»
10м
50м
1ч.
Составляем композицию осенний листопад, с приобретением умений рисовать предметы условно – плоской формы.


6.
Дерево под моим окном. Как рисуют деревья. Поэтапное построение.
15м
45м
1ч.
Нарисовать пальму, дуб, березу, ель.


7.
ДПИ. Узор и орнамент в полосе
что такое узор и орнамент,
правила построения узора и орнамента в полосе.
15м
45м
1ч.
Рисуем закладку в книгу.


8.
ДПИ. Эскиз росписи чайного набора.
получение композиционных навыков,
украшение чайного набора любым узором.
10м.
50м
1ч.
Размещение шаблонов чайного эскиза на листе и украшение его понравившимся узором.


9.
ДПИ. Русская матрешка.
из истории развития игрушки,
различные школы росписи матрешек,
современная матрешка.
15м
45м
1ч.
Выполнение эскиза матрешки.



1.


Рисунок с натуры. Натюрморт «Дары природы».
что такое натюрморт,
поэтапное построение линеарно-конструктивного рисунка.


15м


45м


1ч.


Композиционное размещение элементов натюрморта на листе с решением равновесия. Натюрморт с тремя предметами на гладкой драпировки.



2.
Рисунок с натуры. Натюрморт «Дары природы».
уточнение деталей линеарно-конструктивного рисунка,
решение цветовой гаммы натюрморта,
выполнение работы в технике акварель.
15м
45м
1ч.
Решение цветовой гаммы натюрморта.


3.
Копирование.
Рисование с образца «Пейзаж».
что такое пейзаж,
поэтапное построение копии. Линеарно – конструктивный рисунок.
10м
50м
1ч.
Копирование выполняется с работы учителя.


4.

Копирование.
Рисование с образца «Пейзаж».
уточнение линеарно-конструктивного рисунка,
работа в цвете.
10м.
50м
1ч.
Этап работы с цветом творческий. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму. Учитель объясняет учащимся, что при одном линеарно-конструктивном рисунке можно показать разное время года, суток, погоду.



5.

Знакомство с симметрией.
Рисуем бабочку.
что такое симметрия,
линеарный рисунок бабочки,
работа в цвете.

15м
45м
1ч.
Поэтапное построение бабочки совместно с учителем.



6.
Композиция
«Летающие цветы»
линеарно-конструктивный рисунок.
15м
45м
1ч.
Выполнение композиции с использованием ранее изученных правил симметрии. Лист заполняется различными бабочками.


7.
Композиция
«Летающие цветы»
уточнение рисунка,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Композиция выполняется в технике гуашь.


8.
Цветоведение
«Три волшебных цвета»
знакомство с основными и составными цветами,
изучение свойств цвета,
как получают оттенки различных цветов,
упражнение по цветоведению.

20м
40м
1ч.
Графические работы по цветоведению:
получи тучку такого же цвета,
нарисуем цветной дождик.


9.
Цветоведение
«Теплые и холодные цвета»
что такое теплые и холодные цвета,
выполнение рисунка в одной из гамм.

15м
45м
1ч.
Копирование рисунка и выполнение его либо в теплой, либо холодной цветовой гамме.











1.
Иллюстрация русской народной сказки «Терем – теремок».
что такое иллюстрация,
что такое пейзаж,
выбор сюжета,
выполнение линеарно-конструктивного рисунка.
15м
45м
1ч.
Каждый ребенок выбирает определенный сюжет сказки, не повторяющийся ни у кого, и выполняет иллюстрацию. Им предлагается создать совместно книжку.


2.
Иллюстрация русской народной сказки «Терем – теремок».
уточнение рисунка,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Выполнение рисунка в цвете и создание иллюстрированной книжки.


3.
Композиция «Танец снежинок»
вспомним о симметрии,
как рисуют снежинки,
составление линеарно-конструктивного рисунка.
15м
45м
1ч.
Составление композиции с использованием изображения снежинок.


4.
Тематическое рисование
«Зимняя сказка в лесу».
что такое пейзаж,
составление линеарно-конструктивного рисунка.
15м
45м
1ч.
Составление рисунка на заданную тему.


5.
Тематическое рисование
«Зимняя сказка в лесу».
уточнение рисунка,
- работа в цвете.
15м
45м
1ч.
Работа в технике гуашь, выбор гаммы цвета.


6.
Тематическое рисование «Новогодняя елка»
поэтапное изображение елки,
украшение елки новогодними игрушками.
15м.
45м
1ч.
Изображение новогодней елочки.


7.
«Скоро Новый год!» выполнение новогодней игрушки в технике папье-маше.
что такое папье-маше,
выполнение болванки из пластилина,
выполнение игрушки.
15м
45м
1ч.
Выполнение игрушки на елку в технике папье-маше.


8.
«Скоро Новый год!» выполнение новогодней игрушки в технике папье-маше.
шлифовка заготовок и их грунтовка,
роспись игрушек.
10м
50м
1ч.
Завершение работы над игрушкой.




1.



Тематическое рисование «Страна цветов» техника витраж.
что такое витраж,
выполнение эскиза, линеарно-конструктивный рисунок.



15м



45м







Выполнение эскиза витража.



2.
Тематическое рисование «Страна цветов» техника витраж.
уточнение рисунка,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Завершение работы.


3.
«Тропинка в лесу»
знакомство с воздушной перспективой
20м.
40м
1ч.
Выполнение графической работы с правилами перспективы. Совместная и поэтапная работа с учителем.


4.
Копирование « пейзаж с деревянной избой».
что такое пейзаж и зодчество,
построение линеарно-конструктивного рисунка.
15м
45м
1ч.
Копирование выполняется с работы учителя.


5.
Копирование « пейзаж с деревянной избой».
уточнение линеарно-конструктивного рисунка,
работа в цвете.
10м
45м
1ч.
Копирование цветовой гаммы рисунка.


6.
Тематическое рисование « Жила – была в аквариуме золотая рыбка»
какие бывают рыбки,
копирование изображения пустого аквариума и «заселение» его рыбками. Линеарно-конструктивный рисунок.
15м
45м
1ч.
Поэтапное копирование аквариума и самостоятельное рисование рыбок


7.
Тематическое рисование « Жила – была в аквариуме золотая рыбка»
уточнение рисунка,
работа в технике акварель по сырому.
15м
45м
1ч.
Выполнение аквариума в технике по сырому.


8.
Рисование с натуры «Натюрморт с вазой». Цветной картон, гуашь.
расположение предметов на плоскости,
поэтапное расположение предметов на плоскости. Линеарно-конструктивный рисунок.
15м
45м
1ч.
Поэтапное построение натюрморта. Натюрморт из трех предметов на гладкой драпировке.




1.



Рисование с натуры «Натюрморт с вазой». Цветной картон, гуашь.
уточнение деталей,
обсуждение цветовой гаммы натюрморта,
работа в цвете.



15м



45м



1ч.




Работа с натюрмортом в цвете.


2.
ДПИ «Красота орнамента из геометрических фигур»
что такое орнамент,
линейный, сетчатый, замкнутый орнамент.
15м
45м
1ч.
Выполнение орнамента с использованием геометрических форм.


3.
ДПИ «Красота орнамента растительных форм»
- какие растительные орнаменты бывают.

15м
45м
1ч.
Выполнение растительного орнамента в круге.


4.
ДПИ Городец
знакомство с растительными элементами росписи «Городец»,
выполнение элементов бутон, купава, розан.
15м
45м
1ч.
Знакомство с элементами городца, выполнение элементов росписи.


5.
ДПИ Городец выполнение эскиза для росписи разделочной доски.
составление линеарно-конструктивного рисунка,
роспись.
10м
50м
1ч.
На альбомном листе учащиеся выполняют эскиз разделочной доски в стиле «Городец».


6.
ДПИ Городец
Завершение эскиза разделочной доски.
10м
50м
1ч.
Завершение работы.


7.
Аппликация
знакомство с техниками аппликации,
знакомство с этапами аппликации,
выполнение простейших узоров в технике аппликация.
15м
45м
1ч.
Выполнение в технике аппликация простейших растительных узоров, а также знакомство с элементами национальных аппликаций на одежде.


8.
Аппликация. Тематическая композиция «Мой любимый цветок».
линеарно-конструктивный рисунок,
поэтапная работа с цветной бумагой.

15м
45м
1ч.
Составление аппликации по теме.




1.



Как рисуют цветы?
Знакомство с поэтапным рисунком цветов.



20м



40м



1ч.




Рисование розы, тюльпана, астры, одуванчика, мака и т.д.


2.
Тематическое рисование «Подарю цветы маме».
поэтапное построение букета,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Дети выполняют открытку в подарок маме к восьмому марта.


3.
Тематическое рисование «Мой любимый мультипликационный герой»
что такое портрет,
выполнение «портрета» любимого мультипликационного героя,
линеарно-конструктивный рисунок.
15м
45м
1ч.
Выполнение портрета героя.


4.
Тематическое рисование «Мой любимый мультипликационный герой»
уточнение рисунка,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Выполнение портрета героя. Работа в цвете.


5.
Композиция «Сказочные птицы».
какие птицы бывают,
каких сказочных птиц вы знаете?
Линеарно-конструктивный рисунок.
15м
45м
1ч.
Выполнение композиции по заданной теме.


6.
Композиция «Сказочные птицы».
уточнение рисунка,
что такое теплые и холодные цвета,
работа в цвете.
15м
45м
1ч.
Работа в цвете ведется в ограниченной цветовой гамме. Используются либо теплые, либо холодные цвета.


7.
Декоративный натюрморт. «Мои любимые игрушки»
построение декоративного натюрморта,
выполнение натюрморта в холодной цветовой гамме.
15м
45м
1ч.
Выполнение декоративного натюрморта по заданной теме.


8.
Аппликация «Красна улица домами» коллективная работа.
выполнение отдельных домиков в технике аппликация,
наклеивание отдельных элементов на лист.
15м
45м
1ч.
Выполнение коллективной работы по заданной теме.



1.


Тематическое рисование «Мой домашний любимец»
что такое анималистический жанр живописи,
знакомство с творчеством художников-анималистов,
линеарно-конструктивный рисунок.


20м


40м


1ч.



Дети рисуют свое любимое домашнее животное.


2.
Тематическое рисование «Мой домашний любимец»
уточнение рисунка,
работа в цвете.
10м
50м
1ч.
Работа в цвете.


3.
Графические упражнения «Звездное небо»
что такое зрительный центр и зачем он нужен?
Составление композиции.
Работа ограниченным количеством цвета.
15м
45м
1ч.
Задание на ограничение зрительного центра различными способами: выделение тональным переходом, сгущением и разряжением фигур.


4.
ДПИ «Азбука хохломской росписи»
знакомство с элементами Хохломы.
Знакомство с цветовой гаммой Хохломы.
10м
50м
1ч.
Выполнение растительных элементов Хохломы: травка, цветки и т.д.


5.
Выполнение блюда в технике папье-маше.
что такое папье-маше,
поэтапное выполнение работы.
10м
50м
1ч.
Выполнение блюда.


6.
ДПИ «Азбука хохломской росписи»
- выполнение эскиза в технике Хохлома.
15м
45м
1ч.
Подготовка эскиза для росписи блюда.


7.
ДПИ «Азбука хохломской росписи»
шлифовка и грунтовка блюда,
нанесение эскиза на блюдо,
начало росписи.
10м
50м
1ч.
Роспись блюда.


8.
ДПИ «Азбука хохломской росписи»
Завершение работы.
10м
50м
1ч.
Завершение росписи блюда.


9.
Иллюстрация русской народной сказки «Три медведя»
выбор сюжета,
выполнение линеарно-конструктивного рисунка.
15м
45м
1ч.
Выбор сюжета для иллюстрации и выполнение рисунка.



1.


Иллюстрация русской народной сказки «Три медведя»
уточнение рисунка,
работа в цвете.


10м


50м


1ч.



Работа с иллюстрацией в цвете.


2.
Тематическое рисование «Зверь, которого никто и никогда не видел»
знакомство с фантазиями художников и писателей,
составление рисунка,
работа в цвете.
15м
45м
1ч.
Выполнение работы по заданной теме.


3.
Тематическое рисование «Небо после дождя»
подбор цветовой гаммы неба после дождя,
выполнение рисунка,
работа в цвете.
15м
45м
1ч.
Выполнение работы по заданной теме в технике по сырому.


4.
Рисование с натуры «Плоские и объемные изображения»
что такое светотень,
выполнение линеарно-конструктивного рисунка конуса, шара.
Работа со светотенью.
15м
45м

Работа с натурой: рисование шара, конуса и выполнение их в графике.


5.
Рисование с натуры «Вот они, какие – зеленые листочки!» пленэр
10м
50м
1ч.
Рисование весенних деревьев с зеленой листвой.


6.
Рисование с натуры «Весенние цветы» техника акварель по-сырому
вспомним поэтапное построение цветов,
линеарно-конструктивный рисунок
работа в цвете.
15м
45м
1ч.
Работа выполняется в технике акварель по сырому, дети рисуют первые весенние цветы.


7.
Композиция «Полевые цветы»
определение формы панно,
выбор элементов для композиции,
композиционное и цветовое решение.
15м
45м
1ч.
Выполнение панно по заданной теме.


8.
Тематическое рисование. «Какие фрукты я люблю» декоративный натюрморт.
что такое натюрморт,
выполнение натюрморта на блюде вид сверху.

15м
45м
1ч.
Выполнение декоративного натюрморта по заданной теме.



Механизм оценивания результатов, мониторинг эффективности программы.


Определение цели, задач.
Развитие личностных качеств.
Развитие социально-значимых качеств
Создание условий для развития
Формирование и развитие коллектива.



Предмет воспитания

Трудолюбие,
Аккуратность,
Вежливость,
Внимательность,
Добросовестность, искренность, опрятность, целеустремленность, усидчивость, эстетические качества, ответственность, увлеченность, гражданственность.


Умение сотрудничать,
Проявлять инициативы,
Организаторские навыки.

Мелкой моторики пальцев,
Логической последовательности действий, пространственного мышления,
Воображения,
Фантазии.

Коммуникативных качеств личности, чувства товарищества, взаимопомощи, терпимости.


Уровни сформирован-ности

Наличие – отсутствие,
Ситуативное проявление,
Устойчивое проявление,
Осознанное формирование,
Самовоспитание и саморазвитие.

Единство:
Формальное;
Организационное;
Деловое;
Эмоционольное;
Ценностно – ориентационное.



Формы и методы оценивания.


Включенное педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, тесты, анкеты, анализ творческих работ, самостоятельная работа, отзывы родителей, беседы с детьми, рефлексия.


Наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ отзывов, сравнительная характеристика.

Наблюдение, беседы, коллективный анализ, рефлексия, анализ анкет, анализ мероприятий, коллективных дел.


Формы фиксации


Индивидуальные карты, тесты, педагогический дневник, индивидуальные папки, тадлицы.


Дневники, папки.

Дневник коллектива, экран, портфолио.



Ожидаемые результаты и способы их диагностики.

Дополнительное образование не предполагает прямых оценок творческой деятельности учащихся, в процессе их обучения. Наградой служит радость от выполненной работы, похвала педагога, одобрение родителей, высокая оценка со стороны товарищей за преобретенные умения, а также победы в конкурсах.
Но даже в дополнительном образовании не возможно обойтись без диагностики коллективной и индивидуальной деятельности, т.к. это возможность контролировать и в случае необходимости менять учебную деятельность и используемые методики. Таким способом являются психологические тесты, которые не воспринимаются ребенком серьезно, зато мы, взрослые, можем сделать необходимые выводы.
Дневник педагога и индивидуальная карта ребенка позволяет осуществлять стартовый, текущий и итоговый контроль, играют важную роль в диагностике процессов и результатов обучения. Не менее двух раз используется анкета-опросник, которая позволяет осуществлять рефлексию по отзывам учеников и родителей. Для самоутверждения учащихся необходимы участия в выставках, конкурсах, что позволяет детям чувствовать себя намного увереннее. Для сплочения коллектива необходимо проводить открытые занятия, праздники с участием родителей и друзей учащихся.
Важно, что контроль (даже скрытый) помогает детям, родителям и педагогам увидеть результаты своего труда. Итоговый пункт контроля является сертификация учащихся.


Список используемой литературы.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., - 1991.
Горяева Н.А., Островская О.С. Декоративно-прикладной труд в жизни человека. – М., Просвещение – 2001.
Запаренков В. Энциклопедия рисования. – С-Пб., изд. дом «Нева», М., ОЛМА-ПРЕСС. –2002.
Михейшина М. Уроки рисования. – Минск, - 2000.
Мосин И.Г. Рисование – 1. – Екатеринбург. – Y-Фактория. – 1998.
Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., - изд. Просвещение, - 1991.
Разумовский В.Г. Развитие творчества детей. – М. – 1974.
Сайбединов А.Г. Изобразительное искусство в школе. Методы и формы организации учебного процесса. – Томск. –1992.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5 – 8 кл. – в 4-х частях – М., - Дрофа – 1999.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., - изд. Просвещение, - 1988.
Щипанов А.С. Юным любителям резца и кисти. – М., - изд. Просвещение, - 1982.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115