Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин».



Содержание.
Введение……………………………………………………………2-3 стр.
Пейзаж и его художественные функции в романе А.Пушкина «Евгений
Онегин»……………………………………………………………..4-13 стр.
Заключение………………………………………………………........14 стр.
Библиографический список …………………………………………………………….15 стр.
Пейзаж и его художественные функции в романе «Евгений Онегин».

Введение.
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтическое олицетворение, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. страна, местность) – описания широких пространств.1
Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.2
Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности – 18 век. Однако писатели, рисуя природу, еще в немалой степени оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма.
Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия 19 века, в России – начиная с А.С.Пушкина. Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы.
Цель данной работы:
- рассмотреть художественные функции пейзажа в романе А.Пушкина «Евгений Онегин»;
- проследить взаимосвязь природы с героями пушкинского романа.

Предмет исследования – роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Объектом исследования является пейзаж.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Хализев.В.Е. Теория литературы. Учеб.2-е изд.-М.: Высш.шк.,2000 - с.206.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М. «Советская энциклопедия»

Пейзаж и его художественные функции в романе.
В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной (но кто же не вспомнит затверженные с детства пушкинские строчки: «Гонимы вешними лучами…»!) Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.
Рассмотрим прежде всего роль пейзажа в формировании романного пространства. События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия – усадьба поместного дворянина – оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Обращает на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство, – рощи, дубравы, река, долина, поля, холмы:
…вдруг перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою… -
Или:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…
(Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. М.: Гослитиздат. 1961- с.48)

В начальных главах романа все эти атрибуты пейзажа складываются в условно-романтическую декорацию, по набору реалий и стилистике напоминающую сельские виды из элегий Жуковского: те же луга и рощи, те же мирно гуляющие по ним стада (причем «сельскохозяйственная» конкретика в описании абсолютно исключается), то же тихое журчание ручья. Стилизация пейзажного рисунка под романтический «сельский вид» особенно заметна в описании могилы Ленского – именно этот герой романа представлен в ореоле романтических мечтаний и «элегических затей».
Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек,
Виясь, бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой, -
Там виден камень гробовой (там же, с.245)
Все составляющие «сельского кладбища» тщательно выписаны: склонившиеся кроны деревьев, журчащий ручей, «камень гробовой», «таинственный венок» – и обязательные пастух и пастушка (у Пушкина, правда, один раз замененные на пахаря и жниц). Как и в романтических элегиях, пейзаж не исчерпывается лишь зрительным рядом, видом на местность; он пронизан размышлениями о быстротечности человеческой жизни, тайнах смерти, тщетности постигнуть вечность:
Мой бедный Ленский! за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой…
Так равнодушное забвенье
За гробом ожидает нас. (там же, с. 247)

Однако обратим внимание на характерно пушкинскую особенность пейзажа: «романтическое» описание могилы молодого поэта завершается неожиданно прозаическим портретом – не идиллических пастуха и пастушки, а старого крестьянина:
Один, под ним, седой и хилый,
Пастух по-прежнему поет
И обувь бедную плетет. (там же, с.246)
Стилистический «сбой» в описании – знак смены художественной оптики: нечто таинственное и туманная даль романтического пейзажа уступают место реалистической картине будничной сельской жизни.
«Романтические розы», воспеваемые Ленским, сменяются подчеркнуто прозаическими крестьянскими дровнями («Зима!.. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…»), неуклюжим гусем, повалившимся на лед, и «волчихою голодной», отправляющейся на охоту. Абстрактно-условные элегические «стада» и «поля» у Пушкина описаны буднично:
На нивах шум работ умолк…
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева… (там же, с.156)
Простота пейзажа специально оговаривается автором и сознательно противопоставляется привычной для современников Пушкина утонченности картин природы:
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа…
Собственно пейзажная картина строится в романе как широкая панорама, открывающийся вдаль вид: «предметом» изображения обычно бывает лес («Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась»), речка («Блистает речка, льдом одета»), небо («Уж небо. осенью дышало»), поле («И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей»). При этом Пушкин отказывается от уточнений и подробностей, он не вглядывается в детали – его пейзаж простирается до линии горизонта, одна панорама сменяется другой. Каждый новый объект, попадающий в поле зрения наблюдателя, – это новая перспектива и новое пространство, открывающееся взгляду

читателя. Избегая (за редким исключением) крупных планов, Пушкин добивается эффекта равномасштабности: с рекой могут быть соизмеримы лес или поле, но не отдельный листочек или травинка.
Цветовая гамма пушкинской картины – точные цвета спектра: «все бело кругом», «синея, блещут небеса», «зеленый луг». Предпочитая интенсивные цвета полутонам и оттенкам, Пушкин добивается эффекта ясного, контрастного изображения. Интенсивность освещения повышается за счет «отраженного» света: солнечные блики многократно отражаются в зеркале «блистающей речки» и только что выпавшего снега – «зимы блистательного ковра».
Пушкинские картины природы в романе никогда не бывают статичны. В природе все постоянно изменяется: лето – «мелькнет», ноябрь – «приближался», снег – «мелькает, вьется», дни – «мчались». В изображении природы преобладают существительные и глаголы; прилагательные, запечатлевающие то или иное явление в статике, практически не используются. Тем самым в пейзаже передается вечное движение, наполняющее жизнь природы. Например, наступление осени описывается через целый ряд фенологических примет:
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…
Интересно, что внешне объективная картина логически завершается явно субъективным выводом:
.. .приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (там же, с.155)
Прилагательное определяет не состояние природы, а восприятие ее человеком. Связь жизни природы и жизни человека подчеркивается в романе постоянно, и прежде всего его композицией. Та или иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа и развернутой метафорой душевной жизни человека. Весна определяется как «пора любви», а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной» («Так

бури осени холодной / В болото обращают луг / И обнажают лес вокруг»). Жизнь человека подчиняется тем же универсальным законам, что и жизнь природы. Подобно тому, как сменяют друг друга времена года, рождается, умирает и вновь рождается все живое, течет и жизнь человека: сменяются поколения, проходит «расцвет» и «увяданье» человеческая душа. И потому столь не случайна прямая связь человека и природы в одном из лирических отступлений в романе:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!..
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет? (там же, с.242)
Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа (и автора в том числе) оказывается «вписана» в жизнь природы. Смена времен года:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года; (там же, с.241)
и соответственно смена пейзажных картин:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим. (там же, с.155)
определяет хронологию сюжета, но одновременно является и метафорой вечного движения человеческой жизни.
Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег. (там же, с.157)
Пейзаж формирует романное пространство, но одновременно делает его и изменчивым, способным преображаться на глазах у читателя. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина».
   Прими собранье пестрых глав,    Полусмешных, полу печальных,    Простонародных, идеальных.    Небрежный плод моих забав.      (там же с. 6)     Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в грудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из молодого он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая

пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты, в каждой картине он дает свое, особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный образ, он имеет свой символ, свой смысл:    Иные нужны мне картины:     Люблю песчаный косогор,     Перед избушкой две рябины.      Калитку, сломанный забор... (там же, с.339)    Перед Пушкиным — жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах “Евгения Онегина” дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора:    Онегин, добрый мои приятель,     Родился на брегах Невы,     Где, может быть, родились вы     Или блистали, мой читатель;     Там некогда гулял и я:     Но вреден север для меня. (там же, с.12)    Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости:    Я помню море пред грозою:     Как я завидовал волнам,     Бегущим бурною чредою,     С любовью лечь к моим ногам. (там же, с.35)    Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит:    Два дня ему казались новы     Уединенные поля.     Прохлада сумрачной дубравы,     Журчанье тихого ручья.     На третий роща, холм и поле     Его не занимали боле;     Потом уж наводили сон;     Потом увидел ясно он,     Что и в деревне скука та же. (там же, с. 48)    Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя

не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет:
    Я был рожден для жизни мирной.     Для деревенской тишины:     В глуши звучнее голос лирный,     Живее творческие сны. (там же, с.48)    Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она “дитя природы”. “Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”, а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где:    Стада бродили по лугам,     И сени расширял густые     Огромный, запущенный сад. (там же, с.58)    Какая идиллия! Какой простор для творчества!     Странная судьба героев. Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня. Пушкин о Ленском пишет:    Он рощи полюбил густые,     Уединенье, тишину,     И ночь, и звезды, и луну... (там же, с.73-74)    Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, но Ленский боготворил ее и все то, что ему хотелось в ней видеть:    Невинной прелести полна,     В глазах родителей, она     Цвела, как ландыш потаенный,     Незнаемый в траве глухой     Ни мотыльками, ни пчелой. (там же, с.73)    Сон Татьяны, в котором ей приснилось, что Онегин поверг Ленского, неожиданно оказался пророческим. Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция, которой ее наградила матушка-природа. На всю деревенскую

природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Поэтические описания природы в “Евгении Онегине” великолепны:    Как грустно мне твое явленье,     Весна, весна! Пора любви!     Какое томное волненье     В моей душе, в моей крови!— (там же, с.242)    пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина — средство воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что “точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы”.1
Реминисценция из этого отрывка была включена А.Пушкиным в выпущенную в дальнейшем IX строфу первой главы, посвященную связи между ранним развитием и «преждевременной старостью души» (XIII, 52):
Природы глас предупреждая
Мы только счастию вредим
И поздно, поздно вслед за ним
Летит горячность молодая (VI, 546).
Описания зимы в романе также влекут за собой реминисценции из «Первого снега» (ср.: «сребристой пылию» — Вяземский, «Морозной пылью

серебрится...» — 1, XVI, 3), отметим, что А.Пушкин, сохраняя образ Вяземского, снимает славянизмы, переводя картину из условно-поэтической в бытовую плоскость («Браздами ровными прорезывает снег / И, ярким облаком с земли его взвевая...» — Вяземский, «Бразды пушистые взрывая...»
— 5, II, 5). 2

1Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая. Материалы к монографии (1824-1837). М-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1961.
2 Соколов А.Н. От комической поэмы к социально-психологическому роману. (О композиции «Евгения Онегина»), Труды Орехово-Зуевского пед. ин-та. Каф. яз. и лит. М., 1936, стр.
Заключение.
Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Любовь Пушкина к природе раскрывается разносторонне в романе: это и пространные лирические отступления, рисующие разные времена года; и краткие пейзажные зарисовки; и, наконец, присущее лишь любимой героине Пушкина точное и тонкое понимание родной природы.
Пейзажи в романе разнообразны и по содержанию (лето, весна, осень, зима и т.п.), и по форме (идиллический, элегический, романтический, реалистический), и по функции (эмоционально-психологическая, показывает воздействие природы на формирование личности героя). Но самое главное: поэзия даёт читателю почувствовать гармонию природы, красоту и величие мира и человека в нем.

Библиографический список.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М. «Советская энциклопедия» ,1987.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. М.: Гослитиздат., 1961.
Соколов А.Н. От комической поэмы к социально-психологическому роману. (О композиции «Евгения Онегина»), Труды Орехово-Зуевского пед. ин-та. Каф. яз. и лит. М., 1936.
4. Томашевский Б.В. Пушкин. Книга вторая. Материалы к монографии (1824-1837). М-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1961.

5. Хализев.В.Е. Теория литературы. Учеб.2-е изд.-М.: Высш.шк.,2000.