Презентация по литературе на тему Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души


Лирические отступления в поэме «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. В. Г. Белинский Повесть о капитане Копейкине Роль этой повести в поэме двоякая: с одной стороны трагикомическая, с другой - социально-драматическая. Комизм Чиновники, взволнованные необычайностью покупки их гостя, Павла Ивановича Чичикова/ тот скупил у окрестных помещиков мертвые души/, начинают гадать, кем является сам Чичиков и почему именно у них он появился. переодетый Наполеон, фальшивомонетчик, похититель губернаторской дочки,переодетый разбойник капитан Копейкин Варианты ответов: Капитан потерял руку и ногу в Бородинском сражении, а у Чичикова ведь две руки. Не может гость губернского города N быть опальным капитаном. Но!! трагизм Копейкин - это человек, проливший кровь за любезное отечество, не дождался от властей даже пенсии, которая бы обеспечила его существование. Похоже, вся вина этого несчастного капитана в том, что он не умер от ран и стал балластом для государства. Тут уж не до смеха, когда читаешь историю героя. Бюрократия опутала все области русского быта и задушила всякую свободную инициативу. Человек вышел с ружьем на большую дорогу вовсе не от хорошей жизни и не от собственного злонравия. Н.В.Гоголь, вставляя эту повесть, как бы предупреждает власть имущих: « Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно». Народ в поэме Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Образ России в поэме Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…». Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Образ России в поэме «Русь! Русь! Вижу тебя… Открыто – пустынно и ровно все в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая , тайная сила влечет к тебе?» В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли … не родиться беспредельной мысли, какая ты сама без конца? Образ России в поэме Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! Образ дороги «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Образ дороги Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. Птица - тройка Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить… Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несёшься? Русь! Куда ж ты несёшься? Дай ответ. Не дает ответа. Русь! Куда ж несёшься ты? Чудным звоном заливается колокольчик… летит мимо всё, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства. « Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно». Какова роль лирических отступлений? В них выражены глубоко личные размышления и переживания Гоголя. Они служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение. Иногда они как бы замедляют ход повествования в интересных местах, что помогает держать читателя в напряжении. все лирические отступления развивают эту тему России. служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси Домашнее задание