Рабочая программа внеурочной деятельности Тестопластика 1 класс


Программа по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«ТЕСТОПЛАСТИКА» 1 класс
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «ТЕСТОПЛАСТИКА» имеет ощекультурную
направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся.
Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования.
Среди многообразия видов декоративно-прикладной творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
-способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
-стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
-активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
-совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
-развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины , панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель данной программы – научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление и воображение.
Задачи предметные:
-знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
-научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;
-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Личностные:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Метапредметные:
-формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
-приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
-побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
-развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
-добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
-самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
-определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;
-определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
-корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
-использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
-оценка своего задания по параметрам, заранее представленным;
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Входе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученик научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
Впроцессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Задания направлены на приобщение детей к языку художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить:
1. учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению искусством;
2.воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
3.творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
В результате обучения учащиеся должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;
историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
народные художественные промыслы России и родного края;
названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
историю возникновения лепки из солёного теста;
основные приемы работы с соленым тестом;
названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
об особенностях лепных игрушек; о проектной деятельности.
Должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место; пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами; выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
самостоятельность;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
применять разные формы лепки;
определять последовательность действий при выполнении работы;
изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации, коллаже и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень результатов:
расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов:
закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Независимо от предметного содержания у обучающихся должны формироваться общеучебные знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе учебного труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации:
-планирование и организация рабочего места;
-рациональное размещение инструментов и материалов;
-распределение рабочего времени;
-соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;
-контроль за ходом деятельности;
-соотнесение результатов деятельности с образцом;
-осуществление сотрудничества при коллективной работе;
-соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
-выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
-выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
-осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;
-комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
-выбирать необходимые материалы и инструменты;
-оценивать процессы и результат своего труда;
-выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Условия реализации общеобразовательной программы.
Программа «Тестопластика» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-прикладным творчеством и лепкой из солёного теста. Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Общекультурное направление «Город мастеров»
Тестопластика.
Тематическое планирование (1 класс)

п/п Темы занятий Кол-во
часов
1 класс
1. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. 1
2. Способы созданияпростых деталей. 9
3. Фигурки и игрушки. 15
4. Лепка по замыслу. 3
5. Виртуальная экскурсия в музей. 1
6. Подготовка изделий к выставке 1
7. Оформление выставки. 3
Итого 33
Учебно-тематическое планирование 1 класс № Наименование тем Дата
проведения п/п Кол-во
часов 1. Знакомство с инструментами и 1 приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и приспособлениями. 2. Способы создания простых деталей «Солнце» и «Месяц» 1 3. Вазы: «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». 1 4. Цветы и листья «Ромашки», «Розочка».
«Простые цветочки», «Колокольчики»
4 5. Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Лес» 3 6. Лесные красавицы- ёлки: «Ёлка изтреугольников», «Ёлка из полосок теста» 3 7. Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек 1 8. Ягоды фрукты и овощи
«Малина», «Груши», «Огурцы», «Капуста», «Яблоки», «Сливы» 3 9. Грибы «Мухомор», «Лисички», Панно «Грибная корзинка» 3 10. Фигурки животных
«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка»,
«Чудесные рыбки» 3 11. Игрушки и картинки «Паровоз», «Матрёшка», «Кукла», «Машинка» 3 12. Лепка по замыслу 3
13. Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов 1 14. Подготовка изделий к выставке 1 15.
Оформление выставки 3 Итого: 33 занятия.
Содержание деятельности 1 класс
1.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. (1ч.) Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.
2. Способы созданияпростых деталей. (9ч.) Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки.
3. Фигурки и игрушки. (15ч.) Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар . Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
4. Лепка по замыслу. (3ч.) Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
5. Виртуальная экскурсия в музей. (1ч.) Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов, основанных на лепке.
6. Подготовка изделий к выставке. (1ч.) Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
7. Оформление выставки. (3ч.) Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 г.№ 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 г.
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010г.
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008г.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006г.
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007г.