Занятие исторического кружка по теме Героические страницы истории Калужского края

Занятие кружка по теме
«Героические страницы истории Калужского края»
Цель занятия:
-показать, что системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы– один из путей гуманизации и оптимизации обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: расширение знаний учащихся по истории родного края в период борьбы с монголо-татарским нашествием. Личностные:  
-воспитание патриотизма, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков;
-формирование потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
-привлечение учащихся к бережному сохранению историко-культурного наследия родного края. Познавательные: развитие исследовательских навыков у учащихся, умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, использования знаково-символических средств.
Регулятивные: умение выделять и сохранять учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей  
Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, поддержка творческой активности уч-ся.
Формы работы:
- проектная деятельность;
-работа в группах;
-мультимедийная презентация;
-экскурсионная работа.
Оборудование:
-компьютер;
-проектор;
-экспонаты музея.
Ход занятия
I.Орг. момент
II.Стадия вызова (звучит песня о Калуге)
Вопрос «Почему звучит данная песня»?
III.Актуализация знаний и осмысление нового материала
Учитель: Занятия нашего краеведческого кружка являются составной частью изучения курса истории России. Вспомните, что мы сейчас изучаем на уроках истории (ответы уч-ся)
И как это связано с занятиями нашего кружка? (ответы уч-ся)
Занятия нашего кружка проходят в школьном краеведческом музее «Край наш Калужский». Давайте послушаем наших экскурсоводов (Приложение №1)
О каких событиях, связанных с историей нашего края, мы уже говорили на занятиях кружка (о расселении вятичей на территории современного Калужского края, о Кукше, который крестил наших предков, об истории происхождения Калуги).
О чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии? (об обороне Козельска)
Слово предоставляется группе, которая готовила задание по данной теме (Приложение №2)
Как вы думаете, почему жители Козельска и других городов Руси так героически сражались с монголо-татарами? (ответы уч-ся)
Какое слово является ключевым применительно к данным событиям? (патриотизм)
Какое творческое задание вы должны были выполнить к сегодняшнему занятию?
(своё понимание понятия «патриотизм»)
Представление работ (Приложения №3 и 4)
Вы очень точно отразили в своих работах понимание того, что настоящий патриотизм прежде всего выражается в конкретных делах, и вы уже сейчас многое делаете для того, чтобы стать достойными гражданами страны.
Вы знаете, что депутаты нашего Законодательного собрания выступили с предложением обязательно исполнять Гимн страны в школах перед началом занятий. Мы уже обсуждали это предложение, говорили, что в нём есть как свои плюсы, так и минусы. Исполнять Государственный гимн мы с вами сейчас, конечно же, не будем, а вот спеть песню о Калуге будет вполне уместно (Приложение №5).
IV.Рефлексия
Существует такое понятие, как связь времён. Казалось бы, как могут быть взаимосвязаны события 13 века, о которых мы сейчас говорили, и события 21 века, в котором мы живём. Но такая связь есть. Недаром говорят, что история – это учитель жизни, что необходимо извлекать уроки истории. Давайте мы попробуем мысленно перенестись в 13 век и от имени людей, живших тогда, отправить послание нам, живущим сейчас.
Писать послание мы попробуем в виде фронтовых писем.  Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. И вы сейчас попробуете встать на место людей, живших в 13 веке, и от их имени на этих треугольничках выразить мысли, чувства, пожелания нам, живущим в 21 веке. (Написание посланий) (Приложение №6)
Мы не будем сейчас озвучивать все послания (нет времени), но нескольких человек хотелось бы выслушать (заслушиваются примеры посланий).
Как вы думаете, какие уроки мы должны извлечь из тех событий, которые произошли в XIII веке (необходимость единства (притча) и защиты Родины).
А теперь возьмём свои послания, выйдем в коридор и выложим их на стенд, посвящённый 70-летию ВОВ.



15