Выступление на педконференции Роль современного оборудования


Роль современного оборудования в решении дидактических задач (из опыта работы по введению ФГОС начального общего образования)
СЛАЙД 1
Живём в эпоху нанотехнологий,
И каждый год даёт нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Сравнительно недавно учебный процесс в школе, планировался учителем в соответствии с программой, возрастом и уровнем подготовки учащихся. Безусловно, это важные компоненты. Но всё же активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов.
Ребёнок был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием.
Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её применения, обеспечивающего саморазвитие учащегося и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями.
Интерактивное, цифровое оборудование, поставленное в начальную школу - это фактическая реализация требований стандарта в части материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса. Именно в таких условиях системно - деятельностный подход, положенный в основу обучения, находит свое отражение в практико-ориентированной деятельности обучающихся.
СЛАЙД 2
ИКТ - это обобщённое понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
С появлением в школе интерактивного оборудования учителя  начальной школы, получили возможность активно внедряться в жизнь учеников новые технологии, каждый ребёнок получает возможность  максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе сделать мир вокруг себя ярче.
СЛАЙД 3
С помощью ИКТ, учитель решает сразу несколько дидактических задач.
СЛАЙД 4
1. Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
2. Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
3. Индивидуализация работы самого учителя;
4. Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
5. Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
6. Обеспечение гибкости процесса обучения.
7. Усиление мотивации к обучению;

Для реализации ИКТ технологий в Кологривскую школу по программе модернизации начальных классов поступило:
4 интерактивных доски,
42 ноутбука
3 документ – камеры
7 цифровых микроскопов,
4 конструктора LEGO
3 системы контроля знаний
2 планшета
8 модульных систем экспериментов
СЛАЙД 5 НОУТБУК
Все учителя получившие оборудование активно применяют его на уроках. И прежде всего это компьютер. Его   используют  для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга  качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации, и иллюстративный материал, а так же материалы для проведения классных часов. Детям очень нравится на них работать. В рабочей и игровой форме проходят занятия интелектуального развития, тестирования, демонстрация работ учащихся. Жаль, что нет специальной базы где бы они хранились и подзаряжались. Эта база удобна передвижением и организацией работы  в любом учебном  классе. И очень бы хотелось, чтобы ноутбуки были подключены к локальной сети.
СЛАЙД 6 ПРИНТЕР
Для тиражирования на печатных носителях, используется многофункциональное устройство.
При выполнении лабораторных работ или во внеурочной деятельности этим оборудованием активно пользуются и дети, фиксируя информацию и размещая её в своём портфолио.
СЛАЙД 7, 8, 9 ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
Незаменимой в работе учителей является интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Ребятам нравится работать с  изображением на экране специальным маркером или простым прикосновением руки. Они пишут, выделяют, подчёркивают, обводят важные участки, чертят, рисуют схемы. Доска позволяет показывать слайды, видео, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла.
Презентация по теме урока позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Педагог имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его учеников, что позволяет снизить глазное напряжение.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком, анимацией и другими эффектами.
Классные руководители с использованием доски организуют и проводят праздники, классные часы, выступают с различной информацией на родительских собраниях.
Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает  огромный интерес, экономит время, повышает учебную мотивацию школьника, делает его обучение интересным и увлекательным.
 Интерактивная доска - это доска огромных возможностей и лучший помощник на каждом уроке. 
СЛАЙД 10 ДОКУМЕНТ - КАМЕРА
А как показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре для всего класса? Например, муравья или географическую карту. Незаменимая вещь - документ-камера на гибком штативе. Все что "видит" камера передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты,  все что угодно...   
Документ-камеру педагоги используют практически на всех уроках, незаменима она и на технологии, и на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, а так же на уроках обучения грамоте и письму, когда в реальном времени пишется новая буква или слово.
СЛАЙД 11, 12, 13, 14, 15 ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП
С использованием цифрового микроскопа и модульной системы экспериментов   на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.
Цифровой микроскоп – это инновационное средство обучения, преимуществом которого являются не только просмотр, но и фото и видео запись, увеличенного изображения микрообъектов на экране компьютера или интерактивной доски.
Новизна заключается: в проведении, фиксации и сохранении результатов наблюдений, а так же в формировании портфолио.
СЛАЙД 16, 17, 18, 19
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА БАЗЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Prolog – это цифровой измерительный модуль температуры, относительной влажности, атмосферного давления, звука и освещённости.
Впервые с приходом этого цифрового оборудования в начальную школу экспериментальная деятельность учащихся реализуются при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательских методах обучения.
СЛАЙД 20, 21, 22
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества знаний.  Ученикам  раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
Все ученики сразу могут отвечать на вопросы теста. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили.
СЛАЙД 23, 24, 25, 26 LEGO КОНСТРУКТОР
Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».
LEGO – это датская фирма по производству игрушек. Название переводится, как увлекательная игра. И действительно дети от неё в восторге.
Они с удовольствием посещают занятия внеурочной деятельности, где занимаются по группам.
Работа с продуктами LEGO базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции, для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
LEGO позволяет заниматься конструированием, программированием, исследованиями, написанием отчётов, а также общением в процессе работы. Всё это способствует всестороннему развитию учащихся.
СЛАЙД 27 ПЛАНШЕТ
Ну и мультимедийный планшет. С помощью него ученик может работать с интерактивной доской. Даже самый стеснительный ребёнок, не вставая с места и не выходя к доске, может показать свои знания. В моём классе планшет работает в качестве компьютерной мыши, а в классе Любовь Алекеевны Росохи, ещё и как тетрадь. Учащийся пишет на планшете, а изображение показывается на экране.
Ко всему оборудованию есть программное обеспечение. Каждый месяц учителя делают отчёт по его использованию. Уроки с использованием мультимедийного оборудования строятся строго в соответствии со здоровьесберегающими технологиями, согласно нормам САНПИН.
Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество.  В рамках новых Стандартов авторы учебных программ предлагают электронные учебники, которые дают уникальные дополнительные возможности. Ученики приносят свои цифровые носители в основном флешки для записи дисков по учебным предметам. Школьники в увлекательной игровой форме могут дома выполнять различные творческие  и самостоятельные задания, а родители в интерактивном режиме оценить уровень  усвоения пройденного материала и подготовленности к изучению нового.
Начиная работать с новым оборудованием, учителя столкнулись с большими трудностями. Время поставки оборудования и его комплектация были различны.
Тех знаний, что были получены на курсах, оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, совместными усилиями разбираться  в работе  полученной техники. Коллеги и я  обучали друг друга, делились опытом работы, проводили обучающие семинары. Кроме этого, пришлось поработать и самостоятельно.
Учителя начальных классов на своих уроках постоянно используют различное оборудование и делятся опытом с коллегами.
Людмила Валерьевна Голубева показала открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: «Птицы - наши друзья».
Любовь Алексеевна Росоха урок- исследование по окружающему миру, тема «Комнатные растения».
Людмила Александровна Гусева урок окружающего мира, посвящённый Великой Отечественной войне.
Елена Павловна Смирнова и Людмила Васильевна Савина урок математики в 1 классе.
Сегодня уже многие педагоги, самостоятельно готовят медиаподдержку для своих занятий, что позволяет успешно  участвовать в районных и областных конкурсах педагогического мастерства.
Елена Павловна Смирнова участвовала в областном конкурсе методических разработок и заняла второе место. Людмила Валерьевна Голубева, Елена Павловна Смирнова и Людмила Васильевна Савина участвовали в разработке занятий по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге. Результаты подводятся.
Интернет – пространство позволяет осуществлять взаимное сотрудничество с учителями школ. И мы тоже стали активно размещать свои материалы на педагогических сайтах. Подтверждением являются сертификаты и свидетельства образовательных порталов, положительные отзывы учителей других школ.
В этом учебном году мы ездили на открытые уроки в нейскую школу где нам очень понравилось. Мы имели возможность посмотреть на работу других педагогов, по реализации новых стандартов, а где то и сравнить уровень обучения. Все присутствующие высоко оценили деятельность школы. Надеемся, что это начинание будет продолжено.
    Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, уроки становится более яркими,  насыщенным, интересными, разнообразными. У учителей появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности.
Для учителя нет большей радости, чем дети с желанием идущие в школу, стремящиеся к знаниям, демонстрирующие свои творческие способности.
Дорогие педагоги от лица всех учителей начальных классов я хочу вас поздравить с праздником.
Мудрость нельзя
Занять.
Опыт нельзя
Купить.
Должен уметь
Отдать
Все, что сумел
Скопить.
И все труднее
Путь.
И все больнее
Боль.
Если учитель-
Будь
Только самим
Собой.
И отгореть
Не смей-
Сердце
Над головой.
Если учитель-
Сей
Пашню
Своей судьбой.
Каждый из вас
Смог
Вырастить,
Воспитать.
В каждом –
Сплетенье дорог,
В каждом –
Сплетенье тревог.
Дай же вам, Бог, устоять.