Выступление на педконференции на тему Роль уроков лингвокраеведения в создании условий успешной социализации личности

Выступление на районной педагогической конференции
Калининского района г.Челябинска
Петухова С.С., учитель
русского языка и литературы,
ноябрь 2013 года

Роль уроков лингвокраеведения в создании условий успешной социализации личности

Тезисы к докладу
Процесс социализации личности и его особенности в современном мире.
Роль современной школы в процессе социализации личности.
Историко-культурный аспект процесса социализации.
Культуроведческий аспект преподавания русского языка в школе.
Уроки лингвокраеведения как реализация регионального национального компонента федерального базисного плана.
Изучение истории края через факты языка как основная цель лингвокраеведения.
Содержание лингвистического краеведения на Южном Урале.
Примерная тематика уроков по лингвокраеведению.
Формы работы по лингвокраеведению.
Дидактические материалы, содержащие региональный языковой и культуроведческий компонент.









Доклад
В Урале – Русь отражена!..
Л. Татьяничева.

В современном, развивающемся быстрыми темпами сложном мире особое значение приобретает проблема успешной социализации личности.
Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. С самого раннего детства мы входим в общество, постепенно осознаем себя его частью, пытаемся найти себя в социуме. Но, совершая первые самостоятельные шаги в мире, человек входит прежде всего в малый социум – в сообщество людей, населяющих его малую родину.
Социализацию можно воспринимать как непрерывный процесс, происходящий на протяжении всего периода становления личности человека. И потому особую роль в регуляции этого процесса играет современная школа, преподаваемые в школе историко-филологические дисциплины.
Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе обозначает приоритетным направлением «воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и литературу».
Как помочь ребенку осознать себя частью большого и малого социума? Как приобщить ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?
В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка. Однако в школьной практике материалы культурно-национального и краеведческого характера практически не используются. Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроки, не формируя бережного отношения к истории общества и его языка.
Помочь преподавателю в решении этой проблемы призван региональный национальный компонент федерального базисного плана. Для его реализации в 1995 году может быть предложен курс «Лингвистическое краеведение на Южном Урале». Он как бы накладывается на программу общеобразовательного базового системно-структурного изучения русского языка, углубляя его в коммуникативном и культурологическом плане.
Основной целью лингвокраеведения является изучение истории края через факты языка, ибо в «языке одухотворяется весь народ и вся его родин; вся история духовной жизни» (К.Д.Ушинский), а также преумножение и сохранение национального языкового богатства.
Содержание лингвистического краеведения на Южном Урале предопределено ярко выраженной спецификой его территориальных, природно-климатических, экономических, культурно-исторических и национальных условий. Тематически ориентированный местный материал в умеренных дозах на каждом уроке русского языка должен помочь учителю воссоздать «языковую картину обитания» в ее прошлом и настоящем, осознать язык как «воздух» многоплановой жизни общества, сформировать понятие литературной нормы на разных уровнях, научить первым навыкам исследовательской работы по языку и воспитывать чувство любви к родине, к своему краю и его народу.
Примерная тематика уроков по лингвокраеведению такова:
История заселения Южного Урала. Состав местного населения в ХУШ веке и в настоящее время. Топонимика.
Антропонимы на Южном Урале.
Говоры родного края.
Отражение этнографии края и духовной культуры через диалектную лексику.
Язык города. Городское просторечие. Соблюдение речевого этикета.
Детская речь.
Работа в архиве над историко-лингвистическим материалом.
Формы работы по лингвокраеведению многообразны. Это словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значение указанных слов, перевести устаревшие слова на современный язык, узнать слово по его описанию, подобрать синонимы или антонимы к данному слову, составить тематический «словарик» и т.д.
Вторая форма – работа с «малыми текстами», то есть выполнение упражнений и написание мини-диктантов под общим названием «Полюби и узнай свой край».
Третья форма работы – лингвистический анализ текста, содержащий краеведческий материал, а также работа с «текстами-информаторами», используемыми для проведения предупредительных, выборочных, свободных диктантов.
Наиболее значимая форма работы – продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания средствами местного языка или иного стиля речи, сочинения различных жанров, реферат на краеведческую тему.
Учитывая необходимость создания дидактических материалов, содержащих региональный языковой и культуроведческий компонент, прелагаем некоторые варианты заданий, модели которых можно использовать в курсе лингвокраеведения любого региона России.
Тема: Топонимика Южного Урала.
1. Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной связи.
Площадь Революции, Уральские горы, Южный Урал, озеро Увильды, Нагайбакский район, памятник Курчатову, повернуть направо, театр драмы, районный центр, купеческий дом, приметы старины.
2. Прочитайте. Какая общая тема объединяет данные предложения? Прочеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Челябинск один из крупнейших ро(с, сс)ийских г...родов. Его история тесно перепл...тена с историей Ро(с,сс)ийского г...сударства.
Челябинск сохр...нил в своей старой части общий стиль застройки руб...жа Х1Х – ХХ веков. В прошлом и наст...ящем города им...на извес...ных писателей поэтов художников актеров.
Челябинск и его окрес...ности одно из самых ж...вописных мест (Ю,ю)жного (У,у)рала с ун...кальным р...стительным и ж...вотным миром.
Тема: Городское просторечие.
1. Найдите нарушение грамматических норм в городских просторечных словах и выражениях.
Ездию, пужать, нагинаться, пекете, хочете, хочут, скатертя, шофера, ихний, хужее, платье мне малое, я согласная, не емши, не пимши.
2. Найдите и исправьте нарушения нормального литературного произношения в просторечии горожан.
Жизинь, рубель, самородина, колидор, лабалатория, транвай, возисси.
3. Замените городское просторечное слово общелитературным синонимом.
Мы гуляли на Масленицу. Я помидоры очень уважаю. Я тебя не признала, думала, кто чужой идет.
4. Найдите «слово-паразит» в городском просторечном выражении.
- Говорю, иди погуляй, а он сидит, как этот!
- Проходите вперед! Встала, как эта! (в трамвае).
- А я такая, говорю типа того, что меня там не было!


Тема: Слово на городской вывеске.
1. При помощи толкового словаря выясните, почему название магазина некорректно.
«МОНСТР» - магазин по продаже видеотехники.
«ЭГОИСТ» - магазин мужской одежды.
«МИНИСУПЕРМАРКЕТ» - надпись на ларьке.
Тема: Диалектизмы южноуральских говоров.
1. Что так называется в говорах Южного Урала?
Амбар, клуня, свирка, половень (постройка для хранения зерна, соломы).
Ухват, рогач, емки (то, чем вынимают горшки из печи).
Корчага, кринка, махотка, кубан, кувшин (посуда для молока).
Ковш, корец, черпак (то, чем черпают воду).
Клуша, куркуша, парунья, квочка (курица).
2. замени диалектный глагол литературным словом, проясняя тем самым значение диалектизма.
Вспаханную землю скородят, волочат...(боронят).
Лен дергают, таскают...(теребят, треплют).
Собака брешет, гавкает...(лает).
Курица кокочет, кудакает, роститца...(кудахчет).
3. Замените диалектное слово литературным.
Ведмедь (медведь), бирюк (волк), векша (белка), зозуля (кукушка), сикляхи (муравьи), козюля (гадюка).

Возможны варианты заданий, раскрывающие культурологический аспект лингвокраеведения.
Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.
Героические страницы из истории нашего края.
Мои замечательные земляки.
Их именами названы улицы нашего города.
Археологические памятники Челябинской области.
Достопримечательности нашего города.
О чем рассказал памятник?
Музеи Челябинска.
Челябинск литературный.
Челябинск театральный.
Челябинск музыкальный.
Известные меценаты края.
Губернаторы Челябинской области.
О чем рассказывают географические названия?
Этнография Южного Урала.
Увильды жемчужина Урала.
Слово о Челябинске.
Мой город.
Старый и новый Челябинск.
О чем могут рассказать дома?
Прошлое и настоящее родного города.
Завтрашний день моего города.
О край родной, как ты чудесен!
Удивительное рядом.
Я экскурсовод.
Знакомьтесь, Челябинск.
2. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания.
Мне хочется обратить ваше внимание на...
Прошу вас обратить внимание...
Обязательно обратите внимание на...
Привлекаю ваше внимание...
Хотелось бы привлечь внимание...
Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.
3.Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона мать, чужая мачеха.
Где кто родится, там и пригодится.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
4. Продолжи сочинение по его началу.
а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове «Родина»?..
б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...
а) Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья...
5. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе). Учитывайте формулировку вашей темы.
Что тебе известно из истории возникновения родного города? Как возникло его название? Менялось ли оно?
Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?
Какие музеи есть в вашем городе? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?
Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного края (города)? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?
Как в географических названиях отражена история вашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?
Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?
Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?
Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

Таким образом, на уроках лингвокраеведения и уроках русского языка возможно создание предпосылок и условий для социализации личности. Познавая родной край, его язык, культуру, узнавая новое о своих близких, знакомых и незнакомых людях по их речи, ребенок включается в общую языковую картину малого социума, а следовательно, в общую языковую картину России и всего мира.







Библиографический список
Битюкова Н.А. Еще раз о работе с диалектной лексикой на внеклассных занятиях по русскому языку. // РЯШ, 1981, №3. – с.53-55.
Благова Н.Г., Корнеева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для общеобразовательной средней школы). // РЯШ, 1993, №4. – с.16-19.
Букринская И.А., Голубева Н.О., Кармакова О.Е., Саркисьян С.Г. Язык русской деревни. Школьный диалектический атлас. – М.: ИРЯ РАН, 1995.
Лингвистическое краеведение на Южном Урале. / Сборник статей под общей редакцией Л.А.Глинкиной/. – Челябинск, 1995.
Русский язык и русская культура. 100 очерков и бесед на радио. Под редакцией Л.А.Глинкиной. – Челябинск, 2003.
Шкатова Л.А., Червякова В.Ф., Кармаза В.Е. Программа и уроки русского речевого этикета (К региональному компоненту базисного учебного плана) – Челябинск, 1994.




















13PAGE 15


13PAGE 14115




15