Методические принципы современного урока


Методические принципы современного урокаМакеевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 4 Учитель Е.Н.Кирьян «Методы, принципы используемые в учебной деятельности должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения» В.А.Сухомлинский Что же такое современный урок?Современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени.Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Методические принципы обучения:наглядность, прочность,доступность,систематичность,научность,связь с практикой,развивающее обучение,воспитывающее обучение. Развивающее обучение предполагает:вовлекать учащихся в различные виды деятельности,использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Цели развивающего обучения:достижение оптимального общего развития каждого школьника,потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и учиться. Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Требования к содержанию современного урока и процессу учения:Урок должен быть воспитывающим;Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;На уроке следует воспитывать любовь к природе;Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. Требования к технике проведения современного урока :Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся. Новые методы обучения:По виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения);По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации);По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);По логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения) Основные результаты начального образования:Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – - эмоциональной,- познавательной,- регулятивной (способность к саморегуляции).Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций».