Значение массового участия детей разного возраста в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в формировании российской гражданской идентичности, нравственной культуры и готовности учащихся к защите Отечества


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 122
ул. Верхняя, д. 8
т. 417-06-91, 417-02-34
Значение массового участия детей разного возраста в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в формировании российской гражданской идентичности, нравственной культуры и готовности учащихся к защите Отечества
Тутубалина Т.М., учитель начальных классов,
тел:89026848834
Фатерова Л.А., учитель начальных классов,
тел:89030417794
Нижний Новгород
2015-2016
Русский философ и ученый И.А. Ильин в своих трудах по педагогике  высказал следующую мысль: «Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…» (Слайд)
На сегодняшний день актуальной ключевой задачей общества является формирование гражданской идентичности личности и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. (Слайд)
Содержание общего образования определяет, что одним из важнейших требований общества к образовательной системе является «достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России»
В числе самых главных приобретений человека за годы его учёбы в школе -   вера в себя, в то, что он знает и умеет, а также чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания. (Слайд)
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. В настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным ценностям, как Отечество, Родина. С помощью таких понятий как “патриотизм” и “гражданская идентичность” происходит формирование личности как гражданина своей страны. (Слайд) Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.  Именно общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности. Достижение этих ценностей обеспечивает изучение истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Именно в этот период истории советского государства проявились лучшие черты нашего народа, раскрылись возможности единения людей в многонациональном государстве. (Слайд) Патриотическое чувство не возникает само по себе. Поэтому большую работу по воспитанию патриотических чувств нужно вести в образовательных учреждениях, понимая, что историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности.
Воспитание гражданской идентичности проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильно разработанная классно - воспитательная система. (Слайд) В процессе её составления акцентировать внимание на тех видах мероприятий, которые формируют патриотизм и гражданскую идентичность, так как очень важно, чтобы военно-патриотическое воспитание младших школьников происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы. Это позволит направить инициативу учеников, поможет увязать полученные ими теоретические знания с практикой и создаст предпосылки для успешного овладения юношами воинскими специальностями в будущем. (Слайд)
«В нашей школе ведётся систематическая, целенаправленная работа по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга». (Слайд)
«Ежегодно, преодолевая «разрыв времени и поколений», учащиеся и учителя нашей школы становятся инициаторами, авторами, организаторами и исполнителями мероприятий, посвящённых событиям ВОВ».(Слайд)
Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
«К празднованию 70-летия Победы участники образовательного процесса Школы122 подошли очень ответственно.(Слайд)
В целях воспитания российской гражданской идентичности, уважения к государственным праздникам России, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 26.06.2014 г. № НТ-694/08 «О проведении тематических уроков в 2014 – 2015 г.» в школе разрабатывались методические рекомендации по проведению различных уроков и мероприятий, посвященных памятным датам российской истории и культуры. (Слайд)
Из большого количества средств и форм внеклассной военно-патриотической работы мы использовали:
- чтение книг о пионерах героях и обсуждение прочитанного;
- переписка со своими родственниками, способными оказать помощь в сборе материала о своих предках; оформление документальных и вещественных материалов о них и пропаганда подвига;
- уход и охрана памятной доски герою боевой славы Евгению Россихину, который учился в нашей школе и погиб при исполнении служебного долга на Северном Кавказе, возложение цветов в дни праздников и других торжественных случаях;
- проведение встреч ребят с ветераном ВОВ Жезловым А.И. и воинами нашей армии;
- создание литературного сборника «Мы помним твоё имя, солдат!»
- оформление стенгазет «Мы помним тебя, солдат!», под патронажем Единой России (Слайд)
Патриотизм, служение Отечеству начинается с любви к малой родине, своей семье. Формированию семейных ценностей способствовала проектно-исследовательская работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Цель проекта: Развитие патриотического самосознания учащихся через познание истории семьи; формирование духовного единства семьи. (Слайд)
Учащиеся с помощью родственников узнавали об участниках войны, в семейных архивах находили фотографии, награды, реликвии. Затем были подготовлены сообщения, написаны мини-сочинения. (Слайд) На основе этих творческих работ было проведено внеклассное мероприятие. «Годы, опалённые войной…» (Слайд)
Как показывает практика, участие школьников в исследовательской деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, своей семьи пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно полезной работы. (Слайд)
Ученики нашей школы не только готовят тематические  классные часы, но и непосредственно общаются с гостями-ветеранами, устраивают выставки, выпускают газеты, изготавливают на уроках труда открытки для ветеранов, готовят праздники. Каждый год перед праздником 9 мая перед учащимися и учителями школы выступают Сергей и Светлана Шевченко с концертной программой «Памяти павших, ради живых», поют фронтовые песни, которые актуальны  и  сегодня, и одинаково любимы людьми разных поколений. (Слайд)
Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивать мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. (Слайд)
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
      К работе над проектом мы привлекаем и учащихся и их родителей, а также совет старшеклассников «Инсайт». Творческое  детское мышление привносит в содержание свежую струю, делает  материал современным и актуальным. Участие родителей и детей в подборе концертного репертуара, беседы с ними об огромной роли их дедов и прадедов в Победе фашизма, о глубине  и значимости понимания   их вклада в историю  Отечества являются на наш взгляд оправданным методом воспитания  в учащихся патриотизма и гражданского долга.
Итогом всей работы стало проведение литературно-музыкальной композиции «Годы, опалённые войной…» в рамках районного форума начальных классов. (Слайд)
Слово родителей (Пашкова О.Ю., Китова Е.С):
9 мая – это особый день для нашей страны. А празднование такой даты как 70-летие Победы – это особая честь, и возможность еще раз сказать спасибо нашим ветеранам, людям, добывшим для нас Победу и Мир. И конечно наша школа не могла остаться в стороне от такого события. Ученики 2А и 3А классов под руководством Фатеровой Людмилы Альбертовны и Тутубалиной Татьяны Михайловны подготовили замечательную программу посвященную Дню Победы.
Дети подошли к мероприятию очень ответственно. Репетировали каждую свободную минуту. Наблюдая за ребятами, буквально ощущалось, что они через себя пропускают все то, о чем говорят и поют. Очень грамотно был подобран видеоряд создающий эффект присутствия и увеличивающий силу каждого слова сказанного со сцены. Порадовало, что, несмотря на рассказ о трагических годах нашей истории, было уделено внимание и комическим ситуациям, случающимся на фронте. Очень сильное впечатление произвел момент, когда дети рассказывали о своих прадедах воевавших в годы Великой Отечественной Войны. Слова звучали трогательно, по-детски, и в тоже время с такой неудержимой гордостью причастности к этим людям, что казалось, ребята взрослеют и мужают и на наших глазах. Сидя в зале, мы и плакали и смеялись, а не это ли самое главное: неравнодушие.
Это неравнодушие воспитывают в наших детях те самые люди, которые с 1 класса не побоялись взять ответственность и погрузить себя в этот нелегкий процесс. Наши замечательные учителя: Людмила Альбертовна и Татьяна Михайловна. Они смогли настолько заинтересовать детей в этом мероприятии, настолько заразить их интересом к тому, как будет выглядеть празднование Дня Победы, какие отголоски оно оставит в душах людей, которые будут смотреть это действие. Дети сами учили стихи, рисовали стенгазеты, сами находили в старых альбомах фото своих прадедов, участвующих в войне, узнавали все о них у родителей и родственников. Они были погружены в процесс приготовления, потому что наши учителя не только нашли очень правильные слова, но и смогли донести их до детей, о том, что нельзя забывать это страшное время, надо помнить, чтить и передавать другим. (Слайд)
Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка. (Слайд)