Сценарий проведения методического семинара Учитель 21 века


Методический семинар «Учитель 21 века»
Вступление.
Сегодня, на нашем семинаре мы приглашаем Вас к разговору-размышлению. Тема этого размышления любому из вас небезразлична, она затрагивает каждого.
Мы живем в удивительное время – время ответственного выбора, время, когда закладываются основы новой педагогики. Не секрет, что современная система образования не лишена изъянов. Сегодня много выдвигается предложений, теорий о том, как же можно улучшить качество образования и выпустить за порог школы эрудированных, успешных личностей.
Недавно крупнейшее мировое консалтинговое агентство «МакКинзи» попыталось ответить на вопрос: «Что дали системе образования, проводимые в ней реформы?». Эксперты изучили двадцать пять школьных систем в разных странах, в том числе и в России. Самое главное: ни в одной из стран реформа системы образования не дала заметных результатов. Ни сумасшедшие деньги, брошенные на закупку новой техники, модерновых столов и парт, умных досок, ни уменьшение количества учеников в классе (а это тоже стоит немалых денег – нужны новые помещения и учителя) на пользу не пошли. Школьники так и не научились лучше решать логарифмы и грамотнее писать.
Что же тогда нужно светлым ученическим головам? Выводы исследователей банальны: хороший учитель!
Каким же должен быть учитель обновленной изменившейся школы, учитель XXI века, и как помочь учителю стать современным – это предмет нашего обсуждения.
Интеллектуально-поисковая игра (работа в группах).
Постараемся представить себе образ идеального учителя, учителя будущего. Наш семинар будет проходить в интересной форме: это интеллектуально-поисковая игра. А значит, ее составляющими станут ваши мысли, мудрые высказывания.
- Сейчас каждая группа получит задание. Обсудите его в группах и презентуйте. Педагогическая мишень поможет Вам это сделать. Разместите свои ответы в каждом секторе мишени по значимости от центра.
Работа в группах.
1. Какими качествами должен обладать современный учитель?
2. Каковы показатели успешной деятельности учителя?
3. Ключевые проблемы современного учителя.
4. Компетенции, которыми должен владеть современный учитель.
Итак, мы знаем какие важные качества, показатели успешной деятельности, проблемы, компетенции относятся к образу учителя 21 века. Но как же он выглядит? Молодой или пожилой? Деловой или спортивный, женщина это или мужчина? Так много вопросов!
«Коллаж учителя 21 века».
Педагогическая деятельность будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. И сейчас мы предлагаем заняться этой увлекательной работой и сложить коллаж из представленных материалов «Образ учителя 21 века».
(работа в группах)
- Спасибо за вашу активную работу! Видим вы полны свежих идей и креатива.
«Портрет учителя глазами современного школьника».
- А теперь посмотрим на портрет учителя глазами современного школьника.
Он получился разносторонним. Идеальный учитель должен быть:
-понимающим (87%);
-уважающим своих учеников (66%);
-внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (37%);
-справедливым в требованиях (80%);
- «интеллигентным, образованным» (48%);
-умеющим доступно излагать материал (59%);
-быть сдержанным, тактичным, не лезть в личную жизнь детей, умеющим найти с учениками общий язык (37%);
-быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (30%);
-красивым, добрым (13%);
-обладать чувством юмора (61%).
- Некоторыми выдержками из сочинений ребят нашей школы мы бы хотели поделиться.
- Мы увидели портрет учителя глазами современного школьника. Анализ результатов убеждает в том, что основными показателями восприятия личности учителя школьниками являются:
желание стать похожим на своего учителя;
испытание радости в общении с учителем;
полное доверие своему учителю;
справедливость учителя;
умелая организация обучения;
трудности в общении с учителем;
недостаток чуткости учителя в отношениях с учениками;
нежелание учеников делиться с учителем своими мыслями.
Эти результаты помогут нам, учителям, пересмотреть свои взаимоотношения с учащимися, помогут выстроить успешную педагогическую карьеру.
- Вот и дополнен портрет учителя 21 века. Он получился очень искренним и интересным.
Учитель 21 века:  
- Это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью.
- Это эрудированный и образованный человек, знающий свой предмет: только большой багаж знаний даёт право учить других.
- Это учитель-профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик.
- Учитель – это человек, чувствующий, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.
- Это человек, который всегда выступает в соавторстве с учеником: спорит, делится мнениями, выступает, отстаивает свою точку зрения.
Сегодня мы рассмотрели образ учителя будущего. От себя же нам хочется добавить, что учитель 21 века  — это не только предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, это еще и учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме, побуждающий детей к самостоятельному поиску новой информации, развивающий мышление и творческую активность. Вся его система работы является органичным выражением его индивидуальности.
Учитель 21 века — это, безусловно, одаренная личность, с разносторонними интересами, увлечениями, он должен стать «голосом» большого числа ярких, передовых учителей, работающих в инновационном режиме и несущих новые идеи и ценности в образование и общество.
- А сейчас мы предлагаем проявить свои интересы и эрудицию в интеллектуальной игре «Пентагон». Мы приглашаем вас в переход к ведущему этой игры Валерию Валентиновичу Князеву.