Внеклассное занятие по русскому языку и литературе для 6 класса «Люби, знай и цени русский язык!»


Внеклассное мероприятие:
Игра по станциям «Люби, знай, цени русский язык!»
в 6 классе
Цель:
создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
развитие сообразительности, чувства слова;
формирование умения творческого применения знаний;
воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи
Ход занятия:
Слово учителя: Ребята, сейчас у нас с вами внеклассное мероприятие. Эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание о русском языке известного писателя А.Н.Толстого. (Прочитает ученик).
Как вы понимаете эти слова? (Русский язык настолько многообразен, точен, прекрасен, что с его помощью можно выразить любые чувства, поднять настроение, побудить к действию). Я попросила вас найти стихотворения о русском языке.(Чтение наизусть)
Конечно, нужно стремиться владеть русским языком во всеоружии.
Сегодня будут старты и финиши, победы и неудачи. Посмотрим, какая команда лучше знает русский язык. Но всех нас объединяет общее желание много знать и уметь. А называется наше занятие «Люби, знай и цени русский язык!»
Соревноваться мы будем командами. Команда, набравшая по итогам игры больше жетонов, становится победителем. В слепую мы не будем играть, испытания распределены по станциям. Вот наш маршрутный лист. (слайд 3)
Итак, команды готовы? I. СТАНЦИЯ «РАЗМИНОЧНАЯ» (побеждает команда, набравшая больше баллов.)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
. «Морфология» - это раздел языкознания, который изучает части речи
. Назовите вопросы дательного падежа. КОМУ? ЧЕМУ?
Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают». (ОЧКИ)
Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»? (ОБМАНЫВАТЬ)
Когда пишется Ь в сочетании -ТЬСЯ? (Если глаг. отв.на вопрос что делать?)
Изменяются ли глаголы по падежам? нет
Какие предложения называются сложными? В которых 2 и более грамматических основ
Назовите второстепенные члены предложения. Дополнение, определение, обстоятельство
Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос КАКОЙ?
II. СТАНЦИЯ «ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА»
Замените иностранные слова русскими.
Идеал – (греч) –образ, образец;
Меню - (франц.) –карточка, листок;
Ранец – (нем.)-сумка;
Секрет –(фран.) –тайна;
Фотография – (греч.) –светопись;
дефицит – (лат.) – убыток, нехватка, недостаток;
аккумулятор (лат)– собиратель;
вояж - (франц)–поездка, путешествие;
проверяет команда соперников
III. СТАНЦИЯ «Литературная»
У вас было домашнее задание:
команды должны представить сценку (небольшой эпизод) по произведению, изученному в 5 или в 6 классе. Цель команды соперников догадаться, о каком произведении идёт речь?
IV. СТАНЦИЯ «Чёрный ящик» Пока ребята готовятся
Определить значение слова
ВА́ФЛИ -  Тонкое сухое и хрустящее кондитерское изделие, с рельефным клетчатым рисунком, различной формы (в виде листов, трубочек, стаканчиков).
ФЛОМА́СТЕР - Особый вид карандаша с пористым стержнем, пропитанным красящей жидкостью
БЛОКНО́Т - Записная книжка, тетрадь из отрывных листков. 
КАРАНДА́Ш -Деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения.
ГАЗЕ́ТА -Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и т.п. событиях. 
ПРОСМОТР СЦЕНОК
V Станция «Выставочная». Я вам хочу показать иллюстрации к художественным произведениям, вам нужно догадаться, эпизод из какого произведения на них запечатлён? На скорость. Кто быстрее догадается, получает балл.
VI СТАНЦИЯ «УДАРНАЯ» поставьте ударения в словах: на скорость, проверяет чужая команда
Верба, документы, инструмент, километр, магазин, портфель, столяр, договор, алфавит, позвонит
Верба, документы, инструмент, километр, магазин, портфель, столяр, договор, алфавит, позвонит
VII. СТАНЦИЯ «СТАРИННАЯ». Битва командиров. Один выходит в коридор, другой отвечает. Победит тот, кто наберёт больше правильных ответов
Подберите к данным устаревшим словам современные.
Проверим
Вопрошать - спрашивать
Ратник - воин
Сирый - одинокий
Смута – восстание, бунт
Кивер – головной убор
Отколе - откуда
Глаголить - говорить
Брадобрей - парикмахер
Водомет - фонтан
Редут –полевое укрепление
VIII. СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦЫ»
Учитель: Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.    На листах я размешала части пословиц ( у доски стоят 8 человек по 4 из каждой команды) .Раздаю окончания по 4 каждой команде. Теперь вы видите начала , а вам нужно найти конец пословицы. Ваша задача составить пословицы. КТО ПЕРВЫЙ?
Ученье - свет, а) а лень портит,
Волков бояться, б) а неученье - тьма
3. Семеро одного в) а товарища выручай
4. Не узнав горя, г) не ждут
5. Худой мир д) не узнаешь и радости
6.Труд кормит, е) лучше доброй ссоры
7.Сам погибай, ж) по уму провожают
8. По одежке встречают,з). в лес не ходить
X. Финиш.
Посчитаем, сколько жетонов вы набрали.
Спасибо за занятие! Все молодцы!