Тренинг Духовно-нравственная сфера личности как системообразующая ее внутреннего мира

Тренинг «Духовно-нравственная сфера личности как системообразующая ее внутреннего мира»


Цель: осознание жизненных целей и самопознание через развитие духовно-нравственной сферы

Задачи: 
– формирование личностной позиции, отражающей ценностное отношение к себе, к деятельности, к жизни;
– понимание своих жизненных приоритетов;
– формирование нравственных убеждений;
– перестройка личностных смыслов;
– развитие осознания существующих проблем становления духовных ценностей.

Инвентарь и материалы: пластилин, цветные карандаши, бумага А4; ручки, «Притча про ангела», Матрешка (Приложение 1), «Притча о смысле жизни», картинка стол (Приложение 2), притча «Об исполнении желаний»

Психолог. Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Духовно-нравственное воспитание осуществляется в процессе самореализации через свободу личности, поощрение без сравнения с другими детьми. В основе воспитания лежит приоритет индивидуального развития, реализуемый на принципах толерантности, свободы и независимости личности.
Духовно-нравственное воспитание – необходимое условие формирования гармонично развитой личности. Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе.

Психолог. Всем участникам тренинга необходимо быть активными, инициативными и придерживаться следующих правил:
Время свято – говори сжато.
Закон один: все слушают, когда говорит один.
Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.




Упражнение «Знакомство».
Психолог. Каждый участник должен представить себя группе, не прибегая к словам и используя только рисунок. Пожалуйста, отразите на рисунке свои интересы, ценности.
Обсуждение. Что стало для Вас неожиданностью?

Упражнение «Пожелание на день».
Психолог. Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
Обсуждение. Что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и, какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

Психолог. Уровень сознания у всех людей разный, поэтому читая одну и ту же притчу, каждый видит в ней что-то свое, то, что отвечает запросам его души и то, что в состоянии понять его сознание. Может притчи о нашей жизни помогут задуматься, на что мы ее тратим, чем заполняем, как относимся к тем, кто рядом? Почему мы бываем так невнимательны и злы к окружающим

Притча про ангела.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
– Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова:
– Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
– Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
– О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
– Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
– Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
– Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
– Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя
– Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
– Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
– Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его MAMA.

Психолог. Дети, как пластилин, что слепишь, то и получишь. А если ничего не «лепить», то и результат будет непредсказуемым. Такого мало кто захочет, и поэтому процесс воспитания вряд ли останется без внимания. Понятно, что папа и мама хотят видеть в своём ребёнке идеальные черты, желают, чтобы он был лучше других. Примерные родители на ночь читают сказки, другие обходятся нотациями и нравоучениями. Однако давно подмечено, что самым верным и убедительным методом воспитания является пример родителей.
Значит, родителям надо воспитывать своих детей, облагораживая свои нравы. Ошибочно считать, что мы – уже взрослые, зрелые люди, и процесс собственного воспитания достиг предела. Мы всегда в процессе: или движемся вперёд, или откатываемся назад. Застой – это откат, возврат. Надо хоть шажочком, но двигаться. От одной цели к другой. Обычно в нас столько много изъянов, что, кажется, и ста  лет не хватит всё исправить. А совершенствуясь, исправляя характер, достигая высот в благородстве нрава, мы это не унесём с собой в могилу. Это останется в нашем ребёнке, который воспитан на нашем примере.

Упражнение «Душа ребёнка»
Психолог. Чтобы работать с пластилином, сначала необходимо его разогреть. Когда времени недостаточно, а результат требуется получить в короткие сроки, то скульптору приходится применять физическую силу, при этом тратя много энергии. А когда спешить некуда, то теплом своего тела можно разогреть пластилин, чтобы он стал пластичным. После этого из пластилина можно вылепить, все что захочется, и ваша скульптура будет гладкой и красивой.
Представьте, что душа ребёнка – пластилин: сгоряча сказанные слова родителей, негативные родительские поступки, также оставляют след, а может и рубец на его душе. Задумайтесь, что с ней будет, когда ребёнок вырастет.
Участникам раздаётся пластилин и предлагается поработать с ним – размять, почувствовать его фактуру, что-то слепить.
Вопросы для обсуждения. Что вы создали?
Как себя чувствует ваше произведение?
Какое у него настроение?
Что вы чувствуете, когда смотрите на свое произведение.
Какие мысли приходят в голову?
Что в вашей работе особенно значимо для вас? 
Какие ценности отражены в вашей работе? 
Что вызвало удивление в процессе работы или стало неожиданным? 


Упражнение «Матрешка».
Цель: выявить глубину внутреннего мира, сформировать личностную позицию, отражающую ценностное отношение к себе.

Психолог. Вы, конечно, видели матрешку. Какая она матрешка? Перед вами немножко другая матрешка. Наша матрешка выявляет глубину внутреннего мира человека.

Первая матрешка – поведение, поступки:
Возьмите карандаши и разрисуйте первую матрешку. Что такое поведение? Какие поступки совершают люди? Как вы считаете – какое ваше поведение, какая внешность, какие вы совершаете поступки?

Вторая матрешка – это эмоции, чувства.
Возьмите карандаши и разрисуйте вторую матрешку. Какие чувства и эмоции у вас чаще бывают? Какого они цвета?

Третья матрешка – сознание и воля.
Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля. Раскрасьте третью матрешку. Какого цвета у вас сознание и воля?

Четвертая матрешка – ценности.
Какие у вас ценности? Возьмите карандаш и раскрасьте четвертую матрешку.

Пятая матрешка – интуиция.
Людям свойственно иногда предчувствовать события. В некотором озарение ученые делали научные открытия. Разукрасьте свою интуицию, у вас она тоже есть.

Шестая матрешка – это неизвестное в человеке.
Какое оно? Разукрасьте.

Седьмая матрешка – «Я».
Внешние состояния и чувства, безусловная любовь, где нет эгоизма, жалости к себе. Какого цвета ваше «Я»?
Обсуждение. Что Вы чувствовали, когда разукрашивали свою матрешку? Насколько была удовлетворенность от своей работы?
Притча о смысле жизни 
Человек подошел к дереву, вежливо пнул его ногой и попросил:
– Дерево, одолжи мне смысл жизни. 
– Зачем тебе смысл моей жизни? – проснулось Дерево. 
– Я запутался, блин... – сказал Человек. – Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки... 
– Понимаю, – сказало Дерево. – Но чем могу помочь тебе я? 
– Одолжи мне свой смысл жизни, – повторил Человек. – Может, поможет... 
– Хорошо, – согласилось Дерево. – Вот мой смысл жизни: расти. 
– Расти? – переспросил Человек. – Просто расти? И все?? 
– Да, – сказало Дерево, – просто расти – и все, – и оно замолчало. 
– Дерево! Погоди, не засыпай! – крикнул Человек. – Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так – просто расту! Вернее, – поправился он, – раньше рос, сейчас-то уже вырос... 
Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке. 
– Река! – крикнул Человек. 
– Что? – отозвалась Река. 
– Одолжи мне свой смысл жизни! – попросил Человек. 
– Зачем? – спросила Река. – Своего, что ли, нету? 
– Нету... – опустив голову, сказал Человек. 
– Вот как... – сказала Река. – Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни – течь. 
– Течь... – повторил Человек. 
– Да-да, течь, – и Река ужурчала куда-то по камням. 
Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце. 
– Как дела, Человек? – спросило Солнце. 
– Вообще-то не очень, – пожаловался Человек. – Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни? 
– С удовольствием, – сказало Солнце. – Мой смысл жизни – дарить свет. 
– «Дарить свет», зашибись! – всплеснул руками Человек. – И это все? 
– Все, – подмигнуло Солнце. – А! Нет, есть еще. 
– Ну-ка? – оживился Человек. 
– Тепло. Дарить тепло. И свет! – напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно. 
– Краткие все, куда деваться! – возмутился Человек. – А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! – воззвал Человек. 
– Да? – Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет. 
– Какой у тебя смысл жизни? – упадническим голосом спросил Человек. 
Луна помолчала и торжественно ответила: 
– Ощущать пустоту. 
Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться: 
– Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! – воскликнул он. 
– А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, –мягко возразила Луна и уплыла в небо. 
Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» – Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребенок. 
– Здластвуй! – сказал Ребенок. 
– Ты-то как тут? – испугался за Ребенка Человек, – Мамка где? И почему без штанов? 
– Мамка там! – Ребенок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. – А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? – не по годам ловко переменил он тему разговора. 
Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет): 
– Смысл жизни ищу... 
– И сто, насол? – поинтересовался Ребенок. 
– Не-а... не насол... – передразнил Человек. 
– А я насол! – радостно сообщил Ребенок. 
– И давно? – съязвил Человек. 
– Не знаю. – сказал Ребенок. 
Человек начал выходить из себя: 
– Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни? 
Но Ребенка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех: 
– Иг-ла-а-ать!!! 
– Ах, играть! – всплеснул руками Человек. – Вот совет так совет! – раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал. 
Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел, куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем – громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг... 

Упражнение. Кто Я, кем или чем себя осознаю.
Цель: создать карту человеческого бытия, в рамках которой рассматривается личностная позиция и траектория движения человека.
Психолог. Пожалуйста, в произвольной форме расположите «Я» на листе бумаги и обозначьте себя: Я здесь. Напишите существительные, отвечающие на вопрос «КТО Я, КЕМ или ЧЕМ СЕБЯ ОСОЗНАЮ, ЧУВСТВУЮ, в своей жизни или мире, в котором живу»?
Интерпретация размера и размещения буквы Я. «Больший размер – больше силы, больше энергии». Чем больше буква Я тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.
Буква Я расположена в верхней части листа – высокая самооценка, амбициозность, стремление к самоутверждению.
Буква Я расположена в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, равнодушное отношение к своему положению в обществе. 
Буква Я смещена влево – для вас важны события, произошедшие в прошлом. 
Буква Я смещена вправо – вас поглощает то, что должно произойти в будущем. 
Люди переживают мир в разных измерениях. Выделяются четыре измерения. Это:
Физическое измерение – измерение, которому принадлежит наше отношение к материальному миру вокруг нас, к природной среде. Оно представляет нашу реализацию в этом мире и наше отношение к фактическим ограничениям и вызовам, с которыми мы, таким образом, сталкиваемся. Самый фундаментальный мир.
Отметьте среди указанных Я – Я и мир (человек, идентификация в мире)

Социальное измерение – ему принадлежит наше отношение к другим людям, которые вместе с нами живут в мире. Оно представляет нашу причастность к общественной сфере, где на наше поведение и восприятие влияют общественные нормы, социальные соглашения, и межличностные отношения связанные с властью и подчинением. Человек следует изученной, культурной манере.
Я и социум (социальные роли).

Личное измерение связано с нашим личным отношением к себе, которое возникает при самосознании. Это наш собственный мир и он может включать в себя наше отношение к вещам, животным или людям, которых мы ощущаем частью себя.
Я и Я (сам с собой наедине, хобби, интересы, ресурсы, что люблю).

Духовное измерение связано с нашими отношениями к верованиям, идеалам, ценностям и принципам, согласно которым мы живем. Это измерение нашего целостного видения жизни и идеологической позиции, которое определяет, как мы действуем в других измерениях и как мы осмысливаем мир.
Я и разум, сознание, я душа, ангел.
Обсуждение. Посмотрите внимательно на свои подсчеты. Какое количество баллов по каждому измерению. Что больше всего выражено? Посмотрите на картинку стола, у него четыре ножки и каждое измерение это ножка стола. Представьте: ваш стол с такими ножками. Как он стоит на полу? Одинаковые ли у него ножки?
Психолог. Закончите предложение: «Глядя на свой стол, я думаю, что мне стоит» Что добавить, что изменить в своей жизни, чтобы ножки у вашего стола были одинакового размера и он стоял крепко на полу? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А чтобы все это начать делать, чем себя конкретно озадачить в ближайшие дни?
Запишите три своих решения, что вы решаете изменить в ближайшее время в своей жизни. И список конкретных действий, каким образом вы собираетесь эти решения реализовывать.
Вывод: Конструирование жизни на основе глубоко прочувствованных ценностей перемещает фокус внимания и активизирует новую ответственность перед миром во всех измерениях. Осознание цели и значимости ежедневного бытия дает нам силы справиться с трудностями гораздо большими, чем те, которые мы раньше могли себе только представить.

Упражнение «Радуга для достижения цели»
Цель: разобраться в своих потребностях и желаниях, понимание своих жизненных приоритетов, осознание важных жизненных целей.
Психолог. Как часто мы задумываемся о своем будущем? Как часто осмысливаем свои долгосрочные цели? Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит богатство и счастье
Инструкция
1. Представьте себе свою личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы радовать себя.
2. Пусть левый край радуги символизирует настоящее, а правый – будущее. Представьте, что на правом конце радуги вас ждет нечто ценное и очень желаемое, то, что идеально вам подходит.
3. Приступите к рисованию радуги. Сосредоточьтесь на ее цветах, ее изгибе. Пока будете рисовать, в голову придут интересные идеи, вспомнятся различные цели.
4. Дорисуйте радугу и тезисно пропишите и нарисуйте свое настоящее и желаемое будущее – самую привлекательную и амбициозную цель, которая придет вам в голову во время рисования. Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной. Можно обозначить цель символически или реалистично, или совместить оба эти способа.
5. Теперь взгляните на результат и мысленно ответьте на вопросы: – Как мне достичь своей цели?
– Какие трудности могут встретиться на пути?
– Чему предстоит научиться?
– Какие вопросы необходимо решить?
– От чего придется отказаться?
– Что я получу?
– Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?
– Как я отношусь к этой цели?
6. Ответив на все вопросы, составьте для себя план действий, который поможет достичь желаемого. А получившийся рисунок можно хранить на видном месте, чтобы всегда помнить о цели.

Психолог. «Важнейшие ценности мы находим тогда, когда заглядываем в глубины своей собственной души» (Макс Клеланд).
Вся наша жизнь – это неудержимый поток желаний и процесс осуществления наших подсознательных и сознательных намерений.

Притча «Об исполнении желаний»
Жил-был один человек. У него было очень тяжелое детство и очень тяжелая юность. Он жил один в маленькой квартирке, и с большим трудом зарабатывал себе на жизнь, и его это злило. Он был печален и несчастен. Однажды он шёл по улице и услышал детский смех. Он пошел на звук и вошел в аллею, в конце которой он увидел старика, окруженного детьми. Старик спросил, глядя на одного из детей: – Что ты хочешь? – Я хочу электрический поезд, – ответил мальчик. Старик засунул руку в стоящий рядом с ним большой мешок и достал оттуда электрический поезд. Девочка сказала: – Я хочу новое платье! Старик сунул руку в мешок и достал оттуда платье. Другой мальчик хотел роликовые коньки, и они тоже оказались в мешке. И наш человек понял, что этот старик в конце аллеи – волшебник и решил украсть его. Он дождался, когда все дети разошлись, и пока старик сворачивал свой мешок, пробежал через аллею, схватил старика, связал его, засунул в его же собственный мешок, закинул через плечо и принёс домой. Придя домой, он запер дверь, открыл мешок, выпустил волшебника и развязал его. – Что тебе от меня надо? – спросил волшебник. – Я видел тебя в этой аллее, – ответил человек – не пытайся одурачить меня, я умнее, чем ты думаешь. И я знаю, что ты – волшебник, а всё, что я захочу – уже есть в твоём мешке. – Это правда, – ответил волшебник – и что же ты хочешь? – Я точно знаю, чего хочу! Я хочу шикарную машину с откидывающимся верхом, – немного подумав, ответил человек – я всегда хотел большую шикарную машину с откидывающимся верхом. – Хорошо, – ответил волшебник, полез в мешок, достал оттуда ключи от машины и подал их человеку. – Ключи? – воскликнул тот – я хочу машину целиком! – Выгляни в окно, – ответил волшебник. Человек выглянул в окно, а там внизу, на улице стоит огромная красная машина с откидывающимся верхом с белыми кожаными сиденьями. – Ух ты! Это прямо как я и хотел! – закричал человек и, уже подходя к двери, добавил – а ты оставайся здесь и не вздумай никуда уходить. Он тщательно запер дверь за собой. На следующий день он вернулся. Он, зашёл в дверь и было, видно, что он чертовски зол, так что волшебник спросил его: – Что случилось? – А... Я целый день ездил по городу, и куда бы я ни приехал, все люди смотрели на меня, ведь я был в этой машине. Но потом я начал замечать, что в этом городе полно красивых машин и люди смотрят на все машины... Так что это не то, чего я хотел. – А чего же ты хочешь? – сказал волшебник. – Я... хочу... денег! – ответил человек. – Целую кучу денег, чтобы я смог купить всё, что захочу. – Хорошо, – ответил волшебник, засовывая руку в мешок. Он достал оттуда чековую книжку и вручил её человеку. Когда тот открыл чековую книжку, увидел на ней своё имя и какая сумма на счёте, он тут же захлопнул её, сунул в карман и заявил: – Я не знаю, когда я вернусь, но ты пока посидишь здесь. Он вышел, тщательно заперев за собой дверь, и... спустя неделю вернулся. Он снова был разозлён и подавлен. Волшебник спросил: – И что случилось теперь? – Я скупил всё, что хотел. Стоило мне увидеть любую вещь, которая мне нравится, я тут же покупал её. Если у меня просили что-то, я покупал им это. Но очень скоро мне стало всё равно, смогу ли я купить что-то ещё. Я ведь могу купить всё, так что, какая разница... Ты не дал мне того, что я хотел. – Чего ты хочешь? – спросил волшебник. В этот раз человек тщательно продумал свой ответ и сказал: – Я знаю, чего хочу. Я хочу большую... красивую... блондинку. Можешь? – Хорошо, – ответил волшебник, сунул руку в мешок, вытащил оттуда меню и отдал его человеку. – Меню? Что я буду делать с меню? Волшебник показал на дверь и в этот момент в дверь постучали. Человек подошел к двери, открыл её, а там стояла большая красивая блондинка, и она сказала: – Ну, я готова, пойдём? Ты готов? – Да! – вскричал человек, схватил меню, её, закрыл дверь и ушёл. ...Спустя две недели он вернулся, вошёл и захлопнул дверь за собой. Он был зол и подавлен. Волшебник спросил: – А что сейчас? Я ведь дал тебе большую красивую блондинку! – А... Она была такая послушная, что мне это быстро наскучило. Ей нужны были только мои деньги, и набрав сколько ей было нужно, она просто ушла. Какой-то ты плохой волшебник. Я прошу и прошу тебя то, что я хочу, а оно всё не то и не такое.
– Это потому, – ответил волшебник – что ты ни разу не попросил того, чего хочешь. – Нет, я всегда прошу того, чего хочу! – Нет, не просишь. Тут человек разозлился не на шутку: – Я прошу! – Нет, – ответил волшебник – ты просишь машину, а на самом деле хочешь уважения, ты просишь денег, а на самом деле хочешь свободы, ты просишь блондинку, а на самом деле хочешь любви. И волшебник добавил: – А теперь я пошёл...
– Нет, ты никуда не пойдёшь! Я тебя выкрал, и я тебя буду держать здесь...
– Нет, я ухожу. Я могу уйти в любой момент, как только захочу.
– Да ну? Почему же ты остался здесь до сих пор?
– Потому что я хотел пойти в отпуск, и я получил, что хотел. И волшебник залез в свой мешок, закрыл его над головой и – хлоп! – исчез. 

Психолог. Очень часто люди забывают о настоящих жизненных ценностях, размениваясь на мелочи. Не ценим то, что имеем. И только потеряв, что-то или кого-то, мы понимаем, насколько далекими были от истины. Ценности в жизни меняются, мотивы деятельности со временем исчезают, потребности по мере их удовлетворения теряют свою актуальность. Ценности остаются всегда, может измениться только их приоритетность. За свои настоящие ценности и их реализацию люди борются как тигры.
Вопросы для обсуждения. Прислушайтесь к голосу своей души. К чему она стремится? Ради чего, зачем ей это нужно? Как обычно эта ценность проявляется в вашей жизни? Когда душа страдает, какая ваша ценность не реализована?

Упражнение «Обведи ладонь».
Цель: визуализация своего времяпрепровождения, осознание эмоционально-ценностного отношения к своей жизни, к своему времени, к самому себе.
Инструкция: в контурах одной руки вы рисуете то, на что вы сейчас тратите своё время, а в контурах другой – как вы хотели бы перераспределить свое время.
Как правило, в левой руке рисуют настоящее, а в правой – желаемое, а движение жизни осуществляется слева направо.
Вопросы для обсуждения. Чем и как вы заполняете свою жизнь, свое время, свои мысли? Когда Вы смотрите на свой рисунок, что вспоминаете? Какие мысли приходят в голову? Запишите все самое важное, что поняли из этой работы. Что она Вам даёт, в чём её ценность именно для Вас?

Подведение итогов.
Психолог. Представьте, что наше тренинговое занятие – это круглый пирог, который разрезан на кусочки, а все они – разные. Сколько было интересного, полезного, неожиданного, нового на занятии? Что будете использовать в дальнейшей жизни, в работе? Изобразите и разделите этот «пирог» сами на кусочки разного размера и пометьте, что именно обозначает каждый кусочек.
Литература.

1. Барчук О. Нам не дано предугадать // Школьный психолог. 2000. № 45.
2. Дорцен Э. ванн. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. – Ростов-на-Дону, Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. – 216 с.
3. Елена Литковская. 100 притч для тех, кто учит и тех, кто учится. – К.: Шк. Свет, 2012. – 224 с. – (Серия «Психологическая копилка»)
4. Исаенко Н. Г. Формирование общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Методические разработки для работы с подростками. – Горловка. 2006. – 78 с.
5. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. - сост. С.В. Чиркова. – М. ВАКО, 2013. – 240 с.

















Приложение 1






































Приложение 2












images (5) Заголовок 215