Разработка урока по технологии Блюда из яиц


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»





Закирова Диляра Асхатовна
Программа обучения в ИЭУП
Технология

Тема урока : «Блюда из яиц»













Чистополь 2015



Цель урока: формирование знаний об особенностях технологии приготовления блюд из яиц
Учащиеся должны знать: строение яйца; виды яиц, используемых в пищу; питательную ценность яиц; причины заболевания и симптомы сальмонеллеза; подразделение яиц в зависимости от срока хранения; способы определения доброкачественности яиц; способы варки яиц.
Учащиеся должны уметь: определять доброкачественность яиц; варить яйца различными способами; приготовить блюда из яиц.
Педагогические технологии: развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, информационные образовательные технологии, групповой работы.
Тип урока: 1 урок - урок изучения и первичного закрепления знаний, 2 урок практическая работа.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация «Блюда из яиц», продукты для приготовления двух блюд из яиц, кухонная посуда и инвентарь, электрическая плита



Этап урока
Содержание урока
Личностные и метапредметные результаты


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1
Организационный.
Проверяет готовность класса к уроку.
Сообщает тему урока.
Проверяют готовность к уроку. Знакомятся с темой урока (открывают рабочую тетрадь и учебник)
Волевая регуляция (Р)
Мобилизация внимания (Л)


2
Целеполагание и мотивация.
Фронтальная работа: «Какова цель урока?»
Предлагает определить цель изучения темы
Рассуждают о содержании темы, определяют цель изучения темы: «знатьуметь»
Целеполагание (Р)
Диалог (К)
Мотивация и самомотивация (Л)
Познавательный интерес (Л)


3
Актуализация знаний
Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала.
Предлагает порассуждать о начале использования яиц в пищу людьми; о видах яиц, используемых в пищу.
Предлагает вспомнить на каком учебном предмете еще изучают яйца.
Предлагает определить какие знания и умения необходимы для успешного выполнения практической работы.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения о результатах изучения данной темы
Диалог, монолог (К)
Познавательный интерес (Л)
Смыслообразова-ние (Л)


4
Организация познавательной деятельности.
Формирование у учащихся умений структурировать изучаемый материал.
Дополняет и расширяет знания учащихся
о питательности яиц;
о заболевании сальмонеллез, которое может быть вызвано неправильной обработкой яиц перед употреблением в пищу
о сроках хранения яиц
о способах определения доброкачественности яиц
о применении яиц в кулинарии
о способах варки яиц.


Участвуют в обсуждении нового материала, изучают материал учебника, смотрят презентацию
Делают небольшие записи в тетради.
Диалог, монолог (К)
Извлечение необходимой информации из прослушанного, структурировать знания (П)

5
Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение практической работы
Организует деятельность учащихся по применению знаний и умений.
Демонстрирует технологическую карту приготовления двух блюд - «яйца «Сюрприз» и «Омлета с помидорами, сосисками и зеленым горошком».
Напоминает технику безопасности при работе с ножом (вилкой) и электрической плитой.
Предлагает выполнить практическую работу приготовить оба блюда.
Оценка деятельностного компонента:
результата выполненного (украшение, подача) и процесса выполнения (соблюдение последовательности технологической карты, самостоятельность, инициативность, творческий подход)

Работа в мини-группах: определение содержания технологической карты приготовления двух блюд из яиц; распределение обязанностей. Приготовление, украшение и подача двух блюд из яиц
Взаимоконтроль.

Сотрудничество (К)
Контроль, оценка, коррекция (Р)
Деятельностный компонент: Целеудержание (Р)
Волевая регуляция (Р)
Реализация творческого потенциала, развитие трудолюбия (Л)


6
Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Демонстрация приготовленных блюд.
Предлагает:
1.Учащимся выступить с демонстрацией блюд
2.Выслушав одноклассницу, проанализировать достоинства и недостатки украшения и подачи блюд, задать вопросы.
Выступают с демонстрацией блюда, анализируют достоинства и недостатки украшения и подачи блюд одноклассниц, оценивают.
Построение цепи рассуждений (П)
Диалог (К)


7
Дифференцированное домашнее задание, уборка помещения
Сообщает что необходимо принести на следующее занятие.
Предлагает помыть посуду и убрать класс после готовки
Записывают задание. Моют посуду и убирают класс
Сотрудничество (К)

8
Рефлексия (подведение итогов урока)
Предлагает подумать: Достигнута ли цель практической работы? Что получилось? Что не получилось? Как еще можно было украсить, подать блюда?
Диагностируется умение рефлексии.
Отвечают на вопросы
Самооценка (Р)
Рефлексия (Р)































Самоанализ урока

Урок –технологии, входит в раздел «Кулинария». Тема урока «Блюда из яиц».
Ставилась следующая цель: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.
Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:
Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
Через включенность каждого ученика в работу класса.

Положительные результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:
прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение
творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Кластер»
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»
общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
прогнозирование темы урока
целеполагание урока
волевая саморегуляция при самостоятельной работе
осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
групповая (во время систематизации имеющихся знаний)
работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.




Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.


15