Урок технологии Игрушка матрёшка, украшенная в технике — квиллинг(4 класс)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Игрушка-матрёшка"; украшение матрёшки в технике: квиллинг

Шурмина О.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №15»
г.Рязань
Цель урока:
Научиться делать цветы из цветной бумаги в технике- квиллинг для украшения игрушки-матрёшки
Задачи:
- связать эстетические познания с жизнью;
- создавать атмосферу увлекательного творческого процесса;
 1. Образовательная:
- Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Продолжить ознакомление учащихся с техникой выполнения квиллинга.
2. Развивающая:
- Развивать воображение, мышление, фантазию, творческие возможности каждого учащегося;
- Развивать интерес к предмету;
- Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, устную речь учащихся через составление простых предложений и текста.
 3. Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда.
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Методы обучения:
Рассказ
Демонстрация готовых работ
Беседа с объяснением
Показ трудовых приемов
Самостоятельная работа
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний учащихся.
а) Повторение изученного материала
б) Контроль знаний
Объяснение нового материала.
а) Постановка задач.
б) знакомство с новым материалом
в) Закрепление.
г) Повторение техники «квиллинг»
Самостоятельная работа, в том числе динамическая пауза.
а) Постановка творческой задачи.
б) Объяснение этапов выполнения работы.
в) Динамическая пауза.
г) Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
а) Выставка работ.
б) Рефлексия.

I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Значит, начался урок.
Мы за парты тихо сели
 И на доску посмотрели,
Мы сегодня опять,
Искусство будем изучать.
Сообщение темы и цели урока
II Проверка домашнего задания.
Домашнее задание звучало так:
Рассмотри внимательно игрушки, которые есть у тебя дома.
-Расскажи о материале, из которого они сделаны.
-Чем они украшены? 
 Принеси самую любимую твою игрушку.
 -Почему она больше всего нравится тебе, из чего она сделана, как украшена?
 III Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока
Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответ детей (об игрушках).
IV. Актуализация знаний учащихся
а) Повторение изученного материала
Учитель. Верно. Но не о современных игрушках, а о тех, что изготовлялись на Руси в старину. Чем они отличаются от современных  игрушек?
Ответы детей (изготовлены из природных материалов, сделаны вручную, одна не похожа на другую).
Учитель. Правильно. Когда-то давно в старину на Руси для своих ребятишек мастерили умельцы игрушки из различных материалов: тряпок, мочалок, дерева, соломы. Там где жили гончары,  игрушки делали из глины.
Предлагаю совершить путешествие в прошлое и вспомнить всё о глиняных игрушках с которыми мы знакомились на уроках ИЗО, где и как они создавали на Руси.
«Дымковская игрушка».
Сообщение о дымковской игрушке.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо - сказки. Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные, Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Казалось бы простой узор, но отвести не в силах взор.
Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок.
 Да алеет гребешок.
Замечательные игрушки делают в Дымковской слободе А какие еще глиняные игрушки, изготавливаемые мастерами Руси вы помните?
-«Филимоновские свистульки»
Правильно! В деревне Филимоново изготовлялись замечательные глиняные игрушки.. По местным преданиям деревня была так названа в честь горшечника Филимона открывшего залежи высокосортной глины.
Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.
 Ты откуда пришла к нам такая?  Вся простая, без хитрых затей.  С длинной шеей и расписная,  Для игры и забавы детей
«Каргопольская игрушка».
Сообщение о каргопольской игрушке.
б) Контроль знаний
Как же отличить одну игрушку от другой?
- По росписи этих игрушек.
-Какие цвета используют мастера при росписи дымковских игрушек? (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и др.)
- Какие элементы росписи вы можете назвать? (точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки).
- Какие цвета преобладают в филимоновской игрушке? (желтые, лиловые, зеленые, реже синие и фиолетовые)
-А какие элементы росписи вы видите на игрушке? (зигзаг (ломаная линия), круг, ёлочка, клетка)
-Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек? Такие же они, как и в дымковских и филимоновских игрушках, или же нет? (преобладает так называемая земельная палитра, это грязные цвета: зеленых оттенков, охристых, коричневых, красных, белых , черных и желтых).
- Какие элементы росписи вы можете назвать? (точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Тут так же в основном, как и у предыдущих игрушек).
-ребята, давайте ещё раз вспомним тему урока. Игрушки. Правильно, но с этими игрушками, которые вы назвали мы знакомы.
V. Объяснение нового материала.
Но работать на сегодняшнем уроке мы будем с другой игрушкой, но не расписывать её будем, а украшать аппликацией. Отгадайте загадку
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ... (Матрешка)
а) Постановка задач.
Да мы с вами будем знакомиться с матрёшкой
- что бы вам хотелось интересного узнать на уроке о матрёшке?
- Где родилась матрёшка?
Как возник вид этого промысла?
Почему назвали матрёшку «матрёшкой?»
-Познакомиться с росписью матрёшек. И как мы её будем украшать?
б) знакомство с новым материалом
Как появилась Матрешка".
- О матрёшке, как и о народных героях, слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (предположения детей)
- А на самом деле все было так Сообщение
Есть разные Матрешки - Семёновские, Полхов-Майданские, Загорские (показ иллюстраций).
в)закрепление
- Чем уникальна наша матрешка? (в одной игрушке сразу несколько, ярко расписаны).
- Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, платок, бусы).
Ребята, мы сегодня будем украшать матрёшку бумагой, в технике квиллинг.
Мы на прошлых уроках познакомились с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллингом.
- Что такое квиллинг?
- Это бумажная пластика, бумагокручение.
- Где возникло искусство квиллинга?
-На чем основано искусство квиллинга?
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Сегодня ваша задача составить такую композицию и украсить ею матрёшку.
Тренировочные упражнения
Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.
VI. Самостоятельная работа учащихся
а) Постановка творческой задачи.
Сейчас вы самостоятельно придумаете рисунок, изготовите детали и украсите нашу матрёшку-сувенир аппликацией в технике квиллинг.
Народные мастера трудятся, создавая неповторимые образы своих кукол. И мы с вами постараемся сегодня, не нарушая традиций, украсить свою матрёшку, непохожую на другие.
- Давайте научим их улыбаться. Нарядим в красивые уборы. Ваша матрёшка будет единственной в мире.
- Я предлагаю вам побыть сегодня народными умельцами.
б) Объяснение этапов выполнения работы.
в) Динамическая пауза.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки":
Хлопают в ладошки 
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) 
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
г) Самостоятельная работа
Учащиеся придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
VII. Подведение итогов.
а) Выставка работ. - Выходите к доске вместе со своими работами, те, кто закончил свои работы.- Давайте выберем самые удачные работы.
- На мой взгляд, эти работы самые аккуратные, использованы яркие цвета и разнообразные орнаменты
б) Рефлексия
- Что запомнили интересного с урока? О чём расскажете дома родителям?
Заключительное слово учителя
Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Уборка рабочих мест
15