Конспект урока В.И.Белов Ещё раз про Мальку


Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "В.И. Белов "Малька провинилась. Еще раз про Мальку"
Предмет: литературное чтение, 3 класс
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Форма урока: изучение нового.
Цели урока:
1. Познакомить детей с творчеством В. И. Белова.
2. Формировать умения читать новый текст правильно, бегло, сознательно и выразительно. Учить детей находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки. Развивать умение делить текст на смысловые части, озаглавливать их, анализировать.
3. Воспитывать любовь к животным. Развивать интерес к чтению, способствовать развитию способностей эстетического восприятия и оценки произведения. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Ребята, как называется раздел, над которым мы работаем? («Люби живое»)
Учитель.  Я просила вас, ребята, составить рассказ о своём любимце – зверьке. Давайте послушаем ваши рассказы. (Рассказы детей).
Учитель. Молодцы, ребята, вы составили прекрасные рассказы о хомячках, попугаях, кошках, собаках. Из ваших рассказов можно сделать вывод о том, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них, а они вам отвечают тем же. Мне очень понравились фразы: « Я  гуляю со своей  собакой», «Когда я прихожу из школы домой, она виляет хвостом, подает мне лапу», «Мы с Шариком лучшие друзья» и т. д.
III. Изучение темы урока
1. Подготовка к восприятию
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказами  «Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»
Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей).
Учитель. А вот верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем этот рассказ. Но сначала прочтем слова, которые трудно читать.
О-ка-зы-ва-ет-ся  оказывается
Бес-со-вест-ну-ю бессовестную
С не-до-у-ме-ни-ем  с недоумением
Как вы понимаете это выражение? (Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело).
Е-жед-нев-но  ежедневно
Ша-ро-мыж-ни-ков  шаромыжниковКого так называют? (Человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик).
Од-на – о-ди-не-шень-ка  одна – одинешенька
Блуд-ня  блудняБлудный  (так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний).
Водный плёс – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами.
В любом рассказе, ребята,   есть красота  и глубина. Красота – это заманчивая тайна, которую хочется разгадать, а глубина – это путь к саморазвитию через чтение. И если мы сегодня доберёмся до глубины рассказа, то будем считать, что задача нашего урока выполнена.
2. Первичное восприятие
Чтение текста учителем.
3. Проверка качества первичного восприятия
Учитель Верны ли ваши предположения?  Поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось?
(Свободные высказывания детей).
В чем же провинилась Малька?
Понимала ли Малька, за что её ругают?
Кому хозяйка отдала щенков?
Куда Малька бегала каждый день?
Зачем она туда бегала?
IV. Физминутка4. Вторичное перечитывание текста
Учитель. А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя, для души. Закройте ушки и вполголоса прочитайте рассказ. По ходу чтения выделите самый напряженный момент.
5. Анализ произведения с вычитыванием отдельных кусков, абзацев, предложений
Учитель. А теперь, ребята, давайте постараемся открыть бездну рассказа.
Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.
Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос).Обратите внимание, как автор описывает негодование Лидии. Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков).
Как вы считаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор написал именно так? (Мы бы не почувствоваи, что Лидия ругает её не со злости, а любя.)
Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?
Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый деньза 2 км бегает кормить своего сынка)
Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки)
На чьей стороне ваши симпатии? Объясните.
Как можно озаглавить текст по – другому?
Прочитайте еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый напряженный момент в произведении Белова?
Учитель. Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну)
Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуйте своё мнение.
Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
6. Обобщение по результатам анализа
Заключительная беседа:
Учитель. Кто главный герой?
Как заканчивается первый рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
Как заканчивается второй рассказ? (И мы оба подивились Малькиной материнской верности).
Учитель. Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. («Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды»)
7. Знакомство с автором произведения
Учитель. Ребята, мы с вами увидели  прелесть данного произведения, но не знакомы с автором этого замечательного творения. Это Василий Иванович Белов.
Учитель. Читали ли мы раньше его произведения? (Нет)
Учитель. Правильно, ребята. С произведениями В. И. Белова мы с вами встречаемся впервые. 
Учитель. А как вы думаете, почему я не познакомила вас с автором в начале урока? (Мы встречаемся с автором первый раз, поэтому я решила сначала познакомить вас с  произведением, выделить его прелесть и на фоне этого рассказать вам об авторе)
Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха,  Харовского района, Вологодской области. Это русский писатель.  Родился в  семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени
 М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедились на примере данных рассказов. Автор использует просторечие. Найдите и зачитайте еще раз эти слова.
Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы
Долговязые – высокие, худощавые и нескладные
Обормот – грубый и пустой человек, бкздельникШельма – мошенник, плут.
8. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Подготовка к пересказу
Первая смысловая часть – « Лидия, во всяком случае, была довольна».
Учитель. Как озаглавили эту часть? (Негодование Лидии)
Вторая смысловая часть – «Не каждая так может»
Учитель. Как озаглавим вторую часть? (Верность Мальки).
Третья смысловая часть – «А как же Малька?»
Учитель. Как озаглавим третью часть? (Река разлилась).
Четвёртая смысловая часть – «И мы оба подивились Малькиной материнской верности»
Учитель. Как озаглавили эту часть? (Случай на реке)
9. Пересказ
V. Итог урока. Оценивание
Учитель. С какими рассказами мы познакомились сегодня?
Кто автор?
Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
Попробуйте вспомнить пословицу, которую можно соотнести с рассказом. (Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя.)Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?
VI. Домашнее задание
С 70-72, читать, с 72 вопрос 3 ответить.