Разработка урока по русскому языку на тему СПП с несколькими придаточными

Урок русского языка в 9 классе
Тема:СПП с несколькими придаточными.
Цели:
Образовательные: уметь различать виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными: соподчинение и последовательное подчинение;
Развивающие: развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения; развитие речи, обогащения словарного запаса учащихся; уметь работать индивидуально и в парах.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: слайды, опорные схемы, эпиграф.
Тип урока: комбинированный.

« Бессмертен тот, кто Отечество спас».
Ход урока:
I.Оргмомент.
1.Психологический настрой.
Здравствуйте, садитесь. Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя русского языка и литературы посвященной к 70-летию Великой Победы. На этой неделе мы вспомним тех, которые отдали жизнь за нашу мирную жизнь. Их имена остаётся бессмертным.
Мы сегодня упорно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными».
Сегодня мы познакомимся с СПП с несколькими придаточными, узнаем способы подчинения придаточных, научимся определять их и расставлять знаки препинания.
II. Проверка домашнего задания. Составьте схему СПП.(слайд).
1.Есть книжки – однодневки, и есть книги, которые переходят от поколения к поколению.
2.Пускай ты ошибся, твою ошибку можно исправить.
3.Не жди уважения от других, если сам себя не уважаешь.
4.Мы уважаем наших ветеранов, потому что они сражались на войне за нашу Родину, за наше счастье.
5.Чтобы провести неделю русского языка, мы разработали её сценарий.
6.Там, где раньше была открытая степь, выросли новые жилые дома, школа, поликлиника.
Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте работу с правильными ответами и назовите виды придаточных.
1. [ - = ,и = сущ.],(которые = ) определительное
2. (Пускай - = ),[ = ] уступки
3. [ = ],(если - = ) условия
4 [- = ], (потому что - = ) причины
5.(Чтобы = ) [ - = ].цели
6.Там,( где = - ), [ = - ] места
III.Объяснение нового материала.
Тема нашего урока – СПП с несколькими придаточными. Мы с вами на предыдущих уроках уже встречали такие предложения.
Мы рассматривали СПП с одним придаточным. Однако одно главное предложение может иметь при себе несколько подчиненных придаточных предложений.(соподчинение).
- Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения (слайд)
I.СПП с последовательным подчинением.
Последовательное подчинение(читает ученик и объясняет)
[Никто не подозревал], (что в скромном молодом французе таился грозный разбойник ), (которого имя наводило ужас на всех окрестных владельцев). [ ], (что сущ.), (которого).

Схема:












II.СПП с соподчинением.
а) Однородное, когда придаточные одного и того же типа относятся к одному слову главного предложения или ко всему главному предложению.
б)Неоднородные, когда к главному предложению относятся придаточные разных типов.
Класс делится на две группы.
1группа –Найдите последовательное подчинения.
2группа –Найдите однородное подчинение.
Соподчинение
а) Однородное подчинение (слайд)
[Учитель отметил], (что новый материал заинтересовал учеников), (что все они были готовы отвечать).
[ ], (что ), (что ).

Схема:







Читает предложение и объясняет ученик.
б)Неоднородное подчинение.( Параллельное подчинение).
(Когда молодые уезжали), [Сюзанна так заторопилась], (что вскочила в фиакр, забыв попрощаться с Шаметом).
(Когда ), [ .], (что ). (Называет ученик виды придаточных).

Схема:







IV. Закрепление.
1 группа –упр.227, с.168.Спишите, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
2 группа - упр. 226, с.168.Спишите. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

V.Рефлекция.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?
VI.Оценивание.
VII.Домашнее задание.






















15