Индивидуально образовательный маршрут как средство развития обучающихся


Осознание актуальности данной темы позволяет учителям сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей, помогает выявить среди общей массы одаренных и развивать их способности.Тема: ИОМ-как средство развития обучающихся разработать и апробировать приемы составления индивидуального образовательного маршрута для обучающихся.Цель: Изучение материала по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития обучающихся».Проведение психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся.Составление индивидуального статуса обучающегося (тактики действий)Разработка и апробация приемов составления индивидуального образовательного маршрута. Задачи: Ценностные ориентацииСубъективность в образовательном процессе.Готовность к саморазвитию.Параметры выявления индивидуальных особенностей: Познание как ценность Я как ценностьОтветственность как ценностьКритерии ценностных ориентаций: нацелен на выявление потребности в познании и его эмоционального восприятия. Выявляются такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению деятельности, готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. «Познание как ценность» направлен на выявление отношения к себе, степени самопринятия, характера образа Я, проявления в поведении уверенности в себе, веры в свои достижения и успехи, открытости и искренности в общении с другими людьми, знания о своих позитивных качествах и умения опираться на свои сильные стороны, способности. Шкала позволяет обратить внимание на то, формируются ли у школьников такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознанию собственных чувств и поступков; интерес к себе как личности и индивидуальности; способность принимать себя таким, как есть. «Я как ценность» выявляет насколько школьник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни; испытывает ли он потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий; стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным жизненным актом взрослого человека; руководствуется ли ученик при принятии своих решений принципами, основанными на чувстве долга. «Ответственность как ценность» поведение и позиция обучающегося в процессе учебной деятельности, непосредственно на уроке; степень активности и ответственности в ходе освоения учебного материала, его социальная роль в образовательном процессе, осознанность собственных действий, направленных на самообразование, степень самостоятельности и выраженности этой характеристики в учебной и внеурочной работе. Критерии субъективности в образовательном процессе поведение и позиция школьника в отношении готовности к саморазвитию, которая оценивается исходя из двух критериев – стремление к самопознанию и оценки возможности самосовершенствования. Критерии готовности к саморазвитию: Опросник «Ценностные ориентации» состоит из трех шкал: «Познание как ценность», «Я как ценность», «Ответственность как ценность» (30)Опросник «Субъективность обучающихся в образовательном процессе» (30)Опросник «Готовность к саморазвитию» (14)(М.И. Лукьяновой)Диагностические мероприятия 1«Познание как ценность» - малая степень сформированности, потребности в познании отсутствует. Ученик избегает ситуаций, которые требуют приложения каких – либо усилий для решения познавательных задач или освоения новых способов учебной деятельности.«Я как ценность» - ученик редко задумывается или не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к самому себе. Ценностное отношение к себе как личности в основном не сформировано, низкий уровень самопринятия и самоуважения.«Ответственность как ценность» школьник в малой степени либо вообще не осознает необходимости чувства ответственности за себя и свои поступки в жизни, за выбор своего поведения. Преобладает экстеральный внешний контроль в жизненноважных ситуаций. Ответственность как ценность у личности не сформирована, наблюдается низкий уровень рефлексии. 2«Субъективная позиция обучающегося в образовательном процессе» практически отсутствует. В процессе учебной деятельности учащийся занимает пассивную позицию, предпочитает роль исполнителя указаний, не выражая своего отношения к ним. К самостоятельности не стремится, различные виды самостоятельной работы выполняет в силу заданности их учителем и не стремится к выбору. Инициатива на уроке практически отсутствует. Ориентирован на традиционное выполнение роли ученика как объекта воздействий. 3«Готовность к саморазвитию»- минимальное стремление к саморазвитию, низкий уровень интереса к самораскрытию и самосовершенствованию. Неверие в собственные способности и возможности.Индивидуальный статус обучающегося 9-02 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИОМ Соисполнители Результат Кто я? Какой я? Анкетирование, рефлексия, тренингПовышениемотивации, поощрение, похвала. Посильные задания, развитие логики.Работа с родителями. (пед.всеобуч, тренинг)психолог учителя-предметникикл.рук., соцпедагог, учителя-предметники, психолог.Осознание своей проблемы. Разработал «Моя программа действий»Повышение мотивации, любознательности, активности. Развитие стратегического мышления.Поддержка семьи, чувство защищенности, родительское внимание к успехам сына. Дать больше самостоятельности по домашнему хозяйству. Проект ИОМ для обучающегося 9-02 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИОМСоисполнителиРезультат 4. Где бы я хотел быть? Кем я хочу быть? Выявление способности, интереса. Помочь сделать подходящий профессиональный выбор. 5. Самооценка своей работы, исключение провалов. Самостоятельные задания. Поощрение. Психолог Учителя-предметникиОсознание того, чтобы получить профессию, надо саморазвиваться.Самостоятельность и ответственность за свое обучение. Повышение самооценки, уверенности в своих силах. 6. Создание комфортного психологического климата, позитивное эмоциональное взаимодействие с педагогами и со сверстниками. Психогимнастика .Классный руководитель,Социальный педагогУчителя-предметникиПсихолог.Более сдержан, контролирует свои негативные эмоции. Спокоен, уравновешен во время учебного процесса. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии движения обучающегося к поставленной цели. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, одаренные, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.Спасибо за внимание!Заключение