Презентация по русскому языку на тему СПП с несколькими придаточными 9 класс


Седьмое февраляКлассная работаСложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Цели урокаПолучить понятие о видах СПП с несколькими придаточными;познакомиться с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;научиться строить схемы СПП с несколькими придаточными;Познакомиться с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения. Словарный диктант. Словарный диктант.Салон, президиум, гуманизм, труженик, гостиница, прогресс, мозаика, оптимист, пессимист, репетиция, территория, идеалы, конференция, не предполагать, извивающийся, осведомиться.Разберите по составу слова предполагать, извивающийся, осведомиться.Составьте четыре словосочетания, используя слова из словарного диктанта, определите вид связи в них. Повторим изученное- Какая единица является основной в синтаксисе? - Что такое предложение? -Может предложение состоять из одного слова?- Какие виды предложений вы знаете? - Приведите пример простого предложения.- Приведите пример сложного предложения.- Какие виды сложного предложения вы знаете?Начертите схему «Виды сложных предложений». Повторим изученноеНа какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?Как определить вид придаточного в СПП? Определите вид придаточных в СПП1. Лед уже тронулся так что переправит..ся на другой берег было (не)возможно. 2. Чем выше человек по умстве (н, нн)ому и нравстве (н, нн)ому развитию тем он свободнее. 3. (Не)смотря на то что доктора л..чили его пускали кровь д..вали пить лекарства он все(таки) (не) выздоровел. 4. Ох лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной не пыль да комары да мухи. 5. Цветы (от)того что их только что п..лили изд..вали влажный р..здр..жающий запах. 6. Лес рубили так что(бы) вековые дубы и ели своими верш..нами падали к югу.  7. Что(бы) (не)выдать себя (не)осторожным стуком весла рыбак осторожно поднял его.  Проверка1. Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно. (следствие) 2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее. (сравнительное) 3. Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь, давали пить лекарства он все-таки не_ выздоровел.(уступительное) 4. Ох лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи. (условное) 5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный раздражающий запах. (причина) 6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. (образ действия) 7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его. (цель)  Тест по заданию 12 ОГЭ1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.Ролевые компьютерные игры, (1) которых сейчас предостаточно, (2) интересны человеку тем, (3) что дают ему, (4) сидящему перед компьютером, (5) иллюзию активных действий, (6) наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, (7) не прилагая усилий, (8) добиться того, (9) чего, (10) возможно, (11) не удается достичь в реальной жизни. 2. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. На фронте была своя война, (1) а в деревне — своя: надрывались бабы, (2) когда вместо лошади впрягались в плуг. Такая это была пахота, (3) что в конце полосы в глазах становилось темно, (4) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (5) и падали бабы на землю, (6) как солдаты под огнем. 3. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, кото­рыми выделены придаточные предложения в сложноподчиненном.Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, (1) с трудом удержала равновесие, (2) чтобы не упасть, (3) поправила пальто, (4) кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, (5) внутренний карман вывернут наружу. «Кошелек!» — мелькнуло в голове. Секунды хватило, (6) чтобы понять, (7) что его на самом деле вытащили. 4. В приведенных ниже предложениях из прочитан ного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения. Может быть, (1) ты не знаешь, (2) что увлекает тебя больше всего? Нет, (3) я знаю, (4) — упрямо ответил он. Но мне надо. Это моя тайна. Тайна это или не тайна, (5) — сказал я, (6) – но на занятия физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, (7) математическом и спортивном кружках, (8) то на физику у тебя времени будет в обрез. 5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Он забыл свою усталость,(1) свои бессонные ночи и работал так,(2) как трудятся только после чудного сна и душа,(3) работал легко и радостно,(4) и солнце,(5) заглянувшее на минуту из-за туч в операционную,(6) словно улыбнулось ему,(7) как обещание счастья. Проверка1 –1,2,3,9 2 – 2,3,4,63 – 2,3,6,74 – 2,85 – 2,3,7 Изучение нового материала.Проанализируйте материал на с. 103, ответьте на вопросы:— Сколько придаточных в каждом сложноподчинённом предложении?— К чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении? во втором?— В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений? Прочитайте теоретический материал на с. 104—106, 108. Что нового вы узнали?Назовите основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными.Расскажите о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.Расскажите о знаках препинания в СПП с последовательным подчинением на границе двух подчинительных союзов. ЗакреплениеРасставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. ЗакреплениеРасставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. ЗакреплениеРасставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.СПП с придаточными причины и изъяснительнымТакие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.  Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.(Когда…), [ ], (которых…).СПП с придаточными определительным и времениТакие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.СПП с придаточными времениТакие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными  Задание 13 ОГЭ 1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью. Задание 13 ОГЭ 2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!.. Задание 13 ОГЭ 3. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья. Задание 13 ОГЭ4. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого. (34)Вася думал вслух, не переставая играть:(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине… Проверка 1- 432 – 183 – 444 – 32 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.  Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Как только я вышел на крыльцо), [ раздался удар грома], (который заставил меня вздрогнуть). (Как только…), [ ], (который)СПП с придаточными времени и определительными, с параллельным подчинением


Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. 2вар. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. 1вар. Было поздно. В комнате горела лампа.Она освещала мягким светом лица присутствующих. Проверка 1 вар. (Хотя было поздно), [ в комнате горела лампа], (которая освещала мягким светом лица присутствующих).(Хотя…), [ ], (которая)СПП с придаточными уступки и определительным, с параллельным подчинением Проверка 2 вар. (Когда  хлынул дождь), [ мы бросились к сараю], (который  стоял на краю деревни). (Когда…), [ ], (который)СПП с придаточными времени и определительным, с параллельным подчинением Подведём итоги-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае? Домашнее заданиеП. 28, Упр. 167 - списать, расставить ЗП, определить вид подчинения в ССП, начертить схемы СПП.