Проект занятия Текстильные волокна и ткани


Разработка проекта занятия по теме:
«Текстильные волокна и ткани».
Класс – 5
Тема занятия: Текстильные волокна и ткани.
Тип занятия: Комбинированный.
Цели занятия:
Образовательная:
познакомить учащихся с видами волокон и сырьем для производства натуральных тканей;
ознакомить с процессом изготовления тканей в текстильном производстве;
научить определять направление нитей основы и утка́, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
сформировать начальные знания о швейном материаловедении;
ознакомить с основами современной текстильной промышленности;
Развивающая:
развивать творческие, коммуникативные и организаторские способности в процессе различных видов технологической деятельности, развивать координацию движений;
развивать мыслительную способность, умение наблюдать и делать выводы;
формировать умения выделять существенные признаки при определении вида тканей;
развивать наблюдательность и точность выполнения работы;
развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитательная:
воспитывать трудолюбие и культуру созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
содействовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса;
способствовать развитию интереса к предмету;
прививать качества аккуратности и собранности при выполнении практической работы.
воспитывать уважение к людям труда;
воспитывать экономность, бережливость, эстетический вкус, экономическое мышление.
Профориентационная:
ознакомление с профессией прядильщицы, ткачихи;
В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:
Знания:
Виды растительных волокон.
Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
Знать и называть растительные волокна.
Свойства нитей основы.
Знать способы окраски ткани.
Виды рисунков на тканях.
Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
Полотняное переплетение.
Знать правила безопасной работы.
Умения:
Определять направление нитей основы.
Определять кромку.
Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Различать ткани по способу окраски.
Навыки:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.
Дидактические материалы:
Наглядные пособия:
Слайды «Хлопок», «Лён».
Волокна: лён и хлопок.
Пряжа, нити.
Образцы тканей:
-полотняное переплетение;
-лицевая и изнаночная стороны;
-ткани с кромкой;
-ткани по способу окраски;
-виды рисунка на ткани
Материалы: коллекция «Хлопок», «Лен», образцы ткани, презентация: «Текстильные волокна и ткани».
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, линейка, ножницы, схема «Классификация волокон»
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы проведения урока: словесный (рассказ), наглядный (презентация, схемы, образцы ткани, таблицы, коллекции волокон), практический (практическая работа).Межпредметные связи:
История: «Первые волокна», «Старинная прялка»
Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»
Литература: «Сказки»
География: «Родина растительных волокон»
Биология: «Растительные волокна»
математика – расчет макета, литература – выразительный рассказ, русский язык – правописание слов, рисование – зарисовка переплетения.Время: 90 минут.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Организация учащихся
(2 мин)

Сообщение темы и цели занятия.
(4 мин)
Объяснение нового теоретического материала
(18 мин)
Закрепление пройденного материала.
(20 минут)
Вводный инструктаж.
(3 мин)
Практическая работа.
(25 мин)
Текущий инструктаж.
(3 мин)
Практическая работа (продолжение).
(10 мин)
Заключительный инструктаж.
(7 мин)
Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас! Отметим отсутствующих.
( т.к. это урок изучения нового материала проверка домашнего задания не проводится)
 Волшебный конверт.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что это?
а) История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества.
б) Она пришла на смену шкурам убитого животного.
в) Ее делали из конопли, осоки, крапивы.
г) Она защищала человека от холода и морозов.
Тема нашего занятия «Текстильные волокна и ткани».
Учитель: Ткань — это материал, с которым вы, ребята, сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства.

Учитель: Ребята, а что бы вы хотели узнать о тканях?
Сегодня мы с вами познакомимся с видами волокон и сырьем для производства натуральных тканей, с процессом изготовления тканей в текстильном производстве. Выполним практическую работу по определению лицевой и изнаночной стороны ткани.
Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани. А вы, ребята, знаете вещи и изделия, изготовленные из ткани. Приведите примеры изделий изготовленных из ткани.
Изучение нового материала
1. Швейное материаловедение.
Учитель: Чтобы сшить любое из них нужно правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства. А изучает строение, и свойство материалов раздел учебного предмета «Технология»,  который называется «Основы материаловедения». Швейное материаловедение – это наука, которая занимается  изучением  материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
2. Волокна натурального происхождения
Сырьем для получения тканей служит волокно.
Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты. Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
Текстильные волокна - это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.
Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. У прядильного станка работает прядильщица.
Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством
У ткацкого станка работает ткачиха.
Презентация «Текстильные волокна и ткани». (См. Приложение 1)
Ткани могут быть однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажные), животного происхождения (чистошерстяные, натуральный шелк, из химических волокон - искусственные, синтетические), и из различных видов ниток. (Слайд 2).
Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 — 50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочными волокном.Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 — 650 волокон. (Слайды 3-10)В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральные: лен, шерсть, так и химические (вискоза, ацетат, капрон, лавсан и т. п.).Нити, пряжу используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы, сутажа и других текстильных изделий.Производство пряжи — сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную лепту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули. (Слайды 11-17)Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить — пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства — прядильщица. Готовая пряжа поступает - на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.(Слайды 18-25)3. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получается путем переплетения нитей (Приложение 6).
Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек, называют нитями - утка. Нити основы очень прочные; длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края — кромка. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение — полотняное.Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. У ткани с полотняным переплетением лицевая и изнаночная стороны одинаковые.Ткани могут быть и неоднородные — состоящие из разных видов волокон. Ткани, состоящие из разных видов волокон, называют по более ценному волокну, например изготовленные из хлопка и льна называют полульняными, из шерсти и химических волокон — шерстяными.Признаки определения направления нитей в ткани:1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.4. Отделка ткани (Слайд 21)Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая) имеет грязновато или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность. Эту ткань подвергают отделке: удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят (опусканием в краситель) или печатают (рисунок).Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокон, составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называются их свойствами.Все свойства тканей делятся на физико - механические, гигиенические, технологические. В зависимости от свойств ткани имеют свое применение и правила ухода за ними. (Слайды 26-28).
За изделиями из тканей нужно ухаживать, стирать, гладить, сушить. Существуют правила ухода за изделиями из ткане. (Приложение 9)
Образ пряхи воспевается художниками прошлых столетий (Приложение 6.)
Ребята работают в группах по 3 человека.
1. Дополните (письменно в тетради):
1) Волокно - это _____________
2) Волокна, используемые для изготовления пряжи, ниток, тканей  называют ________________. Текстиль (лат textile – ткань, материя).
Работа с таблицей «Классификация текстильных волокон» (см. приложение презентация «Текстильные волокна»)
3) В основе классификации волокон лежит их происхождение____ (способ получения).
4) Классификация текстильных волокон_______(по происхождению, способу получения)
2. Ответьте на вопросы (устно).
1). Что означает словосочетание «волокна растительного происхождения»?
2). Почему их называют натуральными волокнами?
3). Какие растения дают нам эти волокна. (Слайды 36-39)
4). Свойства натурального хлопкового и льняного волокна (заполнение таблицы) (Слайды 26-28).
5). Процесс получения ткани.
3.  Заполнение логической цепочки вместе с учителем. (Слайд 29-35)
4. Тесты по материаловедению. (См. Приложение 2). Работают индивидуально в тетрадях.
5. Приведите примеры сказок, в которых говорится о прядении, о ткачестве. (Приложение 5)
Физкультминутка (Приложение 8)
Вводный инструктаж:- демонстрация эталонного изделия;- показ трудовых приемов;
Практическая работа. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани” - 38 мин. (таблица см. Приложение 3, 6).Безопасные приемы труда при работе с режущимися инструментами:- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;- убрать рабочее место.
Материалы и инструменты: образцы ткани, клей, учебник, рабочая тетрадь.
Ход практической работы
По предложенным образцам тканей определить лицевую сторону. Результаты записать в тетрадь в таблицу.
Текущий инструктаж - целевой обход:- проверить организацию рабочих мест;- соблюдение безопасных приемов труда;- правильность выполнения трудовых приемов;- самоконтроль;- провести приемку и оценку работ;- выдать дополнительную работу наиболее успевающим учащимся.
Дополнительное задание (Приложение 7).
Контрольная работа по теме «Ткани»: Кроссворд (Приложение 11).
Домашнее задание. Уборка рабочих мест.
Стр. 130-135, рабочая тетрадь, стр. 7, № 9, практическая работа по изготовлению полотняного переплетения (Приложение 10).
Уборка рабочих мест и помещения кабинета.
Рефлексия (слайд 40). Продолжи фразу:
- Сегодня на уроке…
- Мне понравилось…
- Мне интересно…
- Мне не понравилось…
- Мне было трудно…
- Оказывается…
- Нити и волокна…
- Ткачиха…
- Я никогда…
- Хочу всем пожелать…
Учитель выставляет оценки в дневники.
Всем спасибо за урок (слайд 42). До свидания. Ребята приветствуют учителя. Дежурный называет отсутствующих.
Дети слушают учителя.
Дети отвечают: в конвертах лежит ткань.
Ребята записывают дату и тему занятия.
Дети рассматривают образцы ткани и делают вывод, что образцы тканей различаются по толщине нитей, составу волокна, переплетению.
Учащиеся отвечают, что хотели бы узнать, почему ткани такие разные, из чего они состоят и как их изготавливают на текстильном производстве.
Ребята слушают учителя.Ответы учащихся: Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, постельное белье, предметы домашнего обихода, портьеры и др. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.
Дети записывают определение в тетрадь.
Дети записывают определения в тетрадь.
Дети записывают определение в тетрадь.
Дети записывают определение в тетрадь.
Учащиеся записывают в тетрадь классификацию волокон.
Учащиеся записывают ответы в тетради.
Учащиеся отвечают устно на ответы.
-Волокно получают из семян растений или стебля растения.
-Волокна получают из семян, стебля растений или шерсти животных без примесей.
-Волокна нам дают такие растения, как хлопок, лён, конопля, кенаф, джут, юта.
Учащиеся записывают в тетрадь свойства натуральных волокон.
-Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей.
Учащиеся записывают в тетради логическую цепочку «Процесс получения ткани»
- ткачество
- прядение
- пряжа, нитки
- материал, полученный на ткацком станке, путем переплетения двух систем нитей
- тонкая нить, полученная путем скручивания волокон
- гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер
Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения 2 х систем нитей.
Дети приводят примеры: Золотая пряха, Пряхи у проруби.
Учащиеся заполняют таблицу (приклеивают образцы ткани и подписывают).
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.
Дети продолжают фразы.
Дети подают дневники на оценки
.