Конспект занятия по теме Орнамент в круге


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
(МБУДО ДЭС)
Конспект занятия
по программе «Природа и творчество»
2-й год обучения
для детей 8 - 9 лет
Подготовила
педагог дополнительного образования
ЮСУПОВА З. Я.
г. Новый Уренгой
2016 г.
Тема занятия: «Орнамент в круге» (Раздел «Орнамент в природе и в жизни»)
2-й год обучения по программе «Природа и творчество» (3 класс)
Тип занятия: комбинированный
Цель:
- обобщение ранее изученных знаний об орнаменте.
Задачи:
- научить детей правильно выбирать растительный материал для орнамента;
- совершенствовать приёмы составления ритмического узора в круге;
- развивать зрительную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, умение делать выводы, обобщать изученный материал;
- воспитывать чувство бережного отношения к окружающей нас природе; аккуратность при выполнении творческих работ.
Оборудование и материалы.
Для обучающихся: круг из цветного картона, клей, кисточка, природный материал (засушенные листья березы, рябины, ольхи, осины, оливы, семена клена, ясени, лепестки роз, солидаго);Для педагога: презентация «Виды орнамента», готовый образец «Орнамент в круге», посуда, украшенная орнаментом (ваза, чайник, чашка, блюдце), фишки, смайлики, флаг и герб ЯНАО, одежда коренных народов севера, украшенная орнаментом.Терминология:
Орнамент: узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Флористика: разновидность декоративно - прикладного искусства и дизайна.
Коллаж: склеивание или наклеивание.
Аппликация: вырезание фигурок, узоров из кусочков бумаги, ткани, растительных материалов и наклеивание их на другом материале.
Ритм: чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Проблема: как красиво оформить орнамент в круге из растительного материала?
Формируемые УУД:
познавательные:
уметь использовать различные природные материалы для передачи замысла в собственной творческой деятельности. Понимать значение искусства в жизни человека.
Личностные:
уметь адекватно оценивать правильность выполнения действий на занятии и свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные:
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Регулятивные:
умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности. Умение выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения.
План занятия:
1. Вводная часть:
- приветствие;
- организация детей – посадка;
- проверка готовности к занятию;
- рефлексия.
2. Основная часть:
- закрепление пройденного материала;
- поисково – познавательная деятельность;
- объяснение приёмов работы;
- физкультминутка;
- вопросы на уточнение;
- психологическая разгрузка;
- практическая творческая работа детей.
3. Заключительная часть:
- рефлексия;
- подведение итогов.
Ход занятия
Вводная часть:
Педагог: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Если у вас хорошее настроение, поднимите наверх желтые веселые смайлики, а если у вас настроение не очень хорошее, можете поднять вверх красные грустные смайлики. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного дня.
Основная часть:
1. Закрепление пройденного материала:
Педагог: Ребята, я предлагаю вам игру «Умники и умницы»! В течение всего занятия я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ вы получите по одной фишке, в конце занятия мы посчитаем количество набранных вами фишек и определим, кто же из вас самый умный и внимательный.
Игра началась, внимание, первый вопрос: кто мне скажет, какую тему изучали на прошлых занятиях?
Дети: орнамент (слайд №1) (правильно ответивший ребенок получает фишку).
Педагог: Правильно! Сегодня мы с вами закрепим понятие «орнамент», так как на прошлых занятиях вы уже знакомились с ним. Что такое орнамент?
Дети: орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов (правильно ответивший ребенок получает фишку).
Педагог: назовите виды орнамента по содержанию элементов (слайд №2).
Дети:
растительный – из рисунков цветов, плодов, веток, листьев (слайд №3);
животный (зооморфный) – из рисунков животных (слайд №4);
антропоморфный (изображение человека) из человекоподобных фигур (слайд №5);
геометрический – из геометрических элементов (слайд №6) (правильно ответившие дети получают фишки).
Педагог: назовите виды орнамента по композиции.
Дети: орнамент в круге, орнамент в квадрате, орнамент в прямоугольнике (слайд №7).
Педагог: на прошлом занятии я вас попросила понаблюдать, где вы можете увидеть орнамент в повседневной жизни?
Дети: дома, на рекламных вывесках магазинов и т.д.
Педагог: орнаменты окружают нас везде. Вот чайник с комбинированным орнаментом.
Здесь есть и геометрические элементы, какие? (прямоугольники и кружочки), и растительный орнамент (листья). Нальем чай в кружку. А на кружке красуется замысловатый орнамент.
Поставим чашку на блюдце. Ой, оказывается, и блюдце тоже украшено орнаментом.
Ребята, как вы думаете, почему посуда чаще всего украшено растительным орнаментом?
Дети: потому что чай – это тоже растение.
Педагог: правильно, чай, который мы привыкли пить, произведено из чайного куста. Посмотрите, как на чайных плантациях идет работа по сбору чая. Женщины очень бережно собирают чайные листья вручную (слайды № 8 – 10).
Ребята, а с чем вы любите пить чай?
Дети: с конфетами, с вареньем, с медом, с печеньем.
Педагог: оказывается, на печенье тоже есть орнаменты.
Прекрасные орнаменты часто украшают торты и другие кондитерские изделия. Давайте поиграем в игру «Найди орнамент». Посмотрите ребята, в нашем кабинете есть предметы, украшенные орнаментом?
Дети: книга, украшенная орнаментом.
Педагог: возьмем в руки книгу - и что мы видим на первой же странице? Снова орнамент!
Дети: Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом.
Педагог: да, это северный орнамент. Кто знает, что означают эти узоры?
Дети: оленьи рога.
Педагог: правильно, еще какие предметы, украшенные орнаментом, есть в нашем кабинете?
Дети: одежда коренных народов севера, коробка, украшенная животным орнаментом, платок.
Педагог: правильно, если осмотреться, то многое вокруг содержит орнаменты! Одежда, посуда, игрушки. Как вы думаете, почему люди чаще всего использовали растительный орнамент?
Дети: потому что природа очень красива, люди пытались сохранить эту красоту в орнаментах.
Педагог: да, наша природа очень красива, она вдохновляет художников, мастеров на создание прекрасных орнаментов. Чтобы наша природа и в дальнейшем вдохновляла людей, нужно относиться к ней бережно!
Ребята, игра «Найди орнамент» закончилась, продолжаем игру «Умники и умницы!». Внимание, следующий вопрос: какой вид орнамента мы с вами начали выполнять на прошлом занятии?
Дети: орнамент в круге.
Педагог: что мы уже успели сделать?
Дети: на цветном картоне вырезали круг, при помощи циркуля начертили несколько кругов поменьше, используя линейку, разделили круг на несколько равных частей (правильно ответившие дети получают фишки).
2. Поисково – познавательная деятельность:
Педагог: ребята, а если бы у нас не было линейки, как бы мы смогли разделить наш круг на равные части?
Я беру круг, сгибаю его 3 раза. Что получилось? Теперь я его разворачиваю и разглаживаю. Кто нашёл геометрическую фигуру? Какая это фигура?
Дети: треугольник.
3. Объяснение приёмов работы:
Педагог: сколько треугольников в нашем круге? Каждый треугольник – это фрагмент орнамента, состоящий из узоров. Попробуйте вы тоже разделить круг на равные части без использования линейки. У всех получилось? Смотрите каждый треугольник – это узор. Из чего он состоит? (из листьев, лепестков, цветов). Какой это вид орнамента по содержанию элементов?
Дети: растительный орнамент.
4. Физкультминутка:
Педагог: А теперь давайте немного отдохнем (дети строятся и выполняют различные движения по указанным слайдам, составляя при этом антропоморфный орнамент) (слайды № 11 - 19)
5. Вопросы на уточнение:
Педагог: ребята, сейчас мы продолжим выполнять наш орнамент в круге. Для этого нам необходим природный материал. Давайте вспомним названия некоторых растений. Педагог показывает засушенный природный материал, дети говорят название: береза, ольха, клен, граб, олива, рябина, осина, роза, солидаго, семена клена, семена ольхи (правильно ответившие получают фишки). Каким видом орнамента по содержанию мы будем украшать наши работы?
Дети: растительным орнаментом.
6. Игра «Сложи орнамент»
Педагог: ребята, перед вами элементы растительного орнамента, нужно разделиться на 2 команды и составить из них орнамент в круге и орнамент в квадрате. Для выполнения дается 3 минуты. Время пошло! Дети делятся на 2 команды и выполняют на магнитной доске орнамент в круге и орнамент в квадрате, потом обсуждают, у какой команды получилось лучше.
7. Психологическая разгрузка:
Педагог: прикройте глаза и представьте вашу будущую творческую работу.
Что у тебя получилось? А у тебя что получилось? Дети высказывают свои представления.
8. Практическая творческая работа детей: а теперь, когда мы с вами повторили этапы работы, ваша задача выполнить повторяющийся узор из растительного материала. Можете приглядываться к работам – образцам (слайд № 10 и готовый образец «Орнамент в круге»), но лучше попробуйте самостоятельно украсить вашу работу. Ваш узор должен отличаться от других, быть необычным и удивительным, чтобы хотелось любоваться им бесконечно. Вам нужно следить, чтобы ваши узоры были выполнены правильно. Это один из показателей, по которым будут оцениваться ваши работы. Поднимите руку, кто понял непростую задачу, стоящую перед вами. Отлично. Прежде чем приступить к основной творческой работе, нам необходимо сделать эскиз.
Заключительная часть:
Рефлексия:
Педагог: ребята, наше занятие подходит к концу, я бы хотела узнать, какое теперь у вас настроение? Выберите смайлик по настроению, грустный красный или веселый желтый, и украсьте его растительным орнаментом.
Дети украшают свои смайлики, используя листья, лепестки цветов, семена растений (контроль, помощь).
Подведение итогов занятия:
Педагог: сегодня мы повторили и обобщили знания, полученные на предыдущих занятиях, научились выполнять повторяющийся узор в круге. Как должен быть расположен узор в круге?
Дети: симметрично, узоры чередуются, повторяются.
Педагог: назовите виды орнамента по содержанию элементов.
Дети: геометрический, растительный, животный, антропоморфный.
Педагог: назовите виды орнамента по композиции.
Дети: орнамент в круге, в квадрате, в прямоугольнике.
Педагог: определите названия растительного материала, которые были использованы при украшении смайлика.
Дети: листья березы, рябины, ольхи, семена ясени, клена, лепестки роз.
Педагог: для чего предназначен эскиз?
Дети: по эскизам можно красиво оформить тарелки, подносы, блюдца.
Подведение итогов игры:
Педагог: давайте подведем итог нашей игры «Умники и умницы»: посчитайте, у кого больше всего фишек? (определение самого умного и внимательного)
Педагог: у всех работы просто замечательные. Мне сегодня понравилось с вами работать. Спасибо вам за урок.
Список литературы
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 2012.
Наумова Н. И. , Осипова Н. Н. Цветов таинственная сила. – М.: «Панорама», 2011.
Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. – М.: «Просвещение», 2000.
Перевертень Г. И. Волшебная флористика. Поделки своими руками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
Эффельберг Анна. Букеты. Композиция и узоры. Варшава, 2012.