Урок литературного чтения по теме Л.Н.Толстой Лебеди

Урок чтения 3 класс
Учитель начальных классов Бурлаковская Ольга Владимировна
Филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ»

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»
Цели:
Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображённым событиям, героям и поступкам.
Задачи
1. Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
2. Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
3. Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение», часть 1.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Выставка книг Л.Н.Толстого.
Презентация к уроку:
Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
Памятки с объяснением новых слов.
Портрет главного героя (артиллериста).
Изображение акул.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой (на доске изображение солнышка)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.
Речевая разминка
Тайна.
Я тебе открою тайну, никому не говори.
Если рано ты проснёшься, если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю, если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо, а потом чуть- чуть левей,
Обогнёшь большой колодец, обойдёшь засохший пруд
Там ,у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
- Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
- Прочитайте быстро, скороговоркой.
- Прочитайте выразительно.
Проверка домашнего задания
- О какой тайне говорит автор?
- А какая тайна была у маленького Лёвушки с его братьями?
-Перескажите текст, который читали дома.

Изучение нового материала.
1. Мотивация. Постановка целей урока.
-О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?
На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.
-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.
-Ребята, вспомните, какие произведения Л.Н. Толстого мы читали во 2 классе?
-О чём пишет этот автор? Что его волнует?
2. Подготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
3. Предварительная словарная работа.
У вас на столах есть памятки с объяснением значения слов: артиллерист, палуба, фитиль, ропот.
- Прочитайте их вслух.
4. Первичное чтение произведения учителем.
Читаю до слов «Акула плыла прямо на мальчиков..» Чтение прерывается, делаю паузу.
-Как вы думаете, что будет дальше? (Высказывания детей)
-Продолжение чтения текста хорошо читающими детьми.
5. Физкультминутка.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире
Шесть – за парту тихо сесть
Пять - руками помахать..
6 Беседа.
- Оправдались ли наши предположения?
- Какие чувства вы испытали? Почему? А вам было страшно? Почему?
- А как бы вы назвали это произведение?
- Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа на доске.
- А что вы знаете об акулах?
Учитель рассказывает об акулах.
--Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
-Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?
-Так же вы переживали или нет?
-Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.
7. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.
8. Анализ художественного произведения.
-Почему рассказ называется «Акула»?
-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)
-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?
-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.
-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?
-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.
-Посмотрите, как его изобразил художник?
На доске открывается портрет артиллериста.
-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?
На доске появляется характеристика героя:
сильный духом
мудрый
мужественный
опытный
находчивый
решительный
смелый
бывалый
9. Вывод.
-Так кто же главный герой этого рассказа?
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну. Это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске. Вы согласны?
III. Итог урока.
-Что показалось вам особенно интересным?
-Кому на уроке было трудно? Почему?
-Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).
IV. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс к учебникам Л.Ф.Климановой




Заголовок 115