Конспект занятия с использованием методики М Монтессори в старшей группе с ЗПР: «Волшебница осень»

Конспект занятия с использованием методики Монтессори в старшей группе с ЗПР: «Волшебница осень»


Задачи: обобщить, систематизировать знания детей о времени года осень; назвать характерные признаки; продолжить работу по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов, обозначающих действия, признаки; закрепить навыки чёткого различия и произношения звуков; развивать словарь, фонематический слух; развивать интуитивное чтение, мелкую моторику и координацию движений руки; воспитывать внимание и волевые качества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок об осени, чтение рассказов, разучивание стихов; беседы, наблюдения, экскурсии.

Материал: предметные картинки, тарелки с манной крупой на каждого ребёнка, разрезная картинка «Осень».

Ход занятия

1. Беседа на круге. Дети стоят, взявшись за руки, и произносят благодарение:

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо маме за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам. (обращаются к воспитателю к гостям)

Воспитатель. А теперь давайте все друг другу улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение. Ребята, вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. (Ответы детей.) Тогда надо отгадать загадку.

Загадка об осени
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Дети: Осенью

Воспитатель. А какая пора года была до осени?

Дети. Лето.

В. Давайте прислушаемся и услышим звуки лета.

Артикуляционная гимнастика.

Пролетел весёлый жук ж-ж-ж.

Зазвенел комарик вдруг з-з-з.

Ветер ветки раскачал у-у-у.

Шарик громко закричал р-р-р.

Зашумел в воде камыш ш-ш-ш.

И опять настала тишь ш-ш-ш.

Воспитатель.
- А теперь давайте поговорим об осени

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь (показать соответствующие картинки)

Воспитатель: Какой первый осенний месяц?

Дети: Первый осенний месяц сентябрь.

Воспитатель: Что люди делают в сентябре?

Дети: В сентябре люди собирают урожай.

Воспитатель: Урожайным был сентябрь, подарил он нам много овощей и фруктов. Давайте мы с вами определим фрукты и овощи по запаху.
Пройдём и сядем на корпешки.
Упражнения для развития обоняния: яблоко, огурец, чеснок
Сейчас мы закроем глазки и будем рассказывать, кто какой запах ощутил. (Звучит тихая музыка.)
Ребёнок. Я ощутил запах яблока
Я ощутил запах огурца и т.д.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете запахи осени.

Воспитатель подходит к столу с зернами.
Воспитатель: -Ребята подойдите, посмотрите кто же у нас тут так напроказничал, смешал все зерна. Нам нужно рассортировать зерна по мешкам.

Игра Собери (горох, фасоль, перловка)
(Дети собирают зерна по мешкам в подгруппах)
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь наш урожай не пропадет, потому что каждое зерно в своём мешке.

Воспитатель: А как называется 2 месяц осени?
Дети: 2 месяц осени называется октябрь.
Воспитатель:- Чем октябрь отличается от других осенних месяцев?
Дети: - В октябре листопад. (Показывает картинку)

Воспитатель: А сейчас нам Ильдар прочитает стихотворение про листопад.
Давайте послушаем его.

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

Воспитатель: Как называется последний месяц осени?
Дети: Последний осенний месяц ноябрь.
Воспитатель: А какой он ноябрь?
Дети: пасмурный, хмурый, дождливый, ветряный
Воспитатель: Ребята давайте пройдем за столы. Я предлагаю вам нарисовать погоду которая бывает в ноябре : дождь, сильный ветер, небо покрытое тучами, первый снег (Дети рисуют палочкой по манке.)
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получись. Ребята так какой же бывает ноябрь? (рассказ детей о своих работах)
Воспитатель: А теперь немного отдохнем, возьмём в руки листочки и станцуем с ними.
Физкультминутка.
«Танец с листочками»
(Дети садятся за столы)

Задание «Назови ласково».

Воспитатель: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Ребёнок:
Солнце солнышко.
Яблоко- яблочко
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик
Морковь - морковочка
Лук –лучок
Чеснок-чесночок
Слива-сливочка
Фасоль-фасолинка
Горох-горошек
Облако-облачко
Туча-тучка

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите осень какая? – подбор прилагательных (урожайная, дождливая, ветряная, золотая, ранняя, поздняя, пасмурная, теплая, красивая.

Под столом раздаётся шорох.

Воспитатель: Ой ребята вы слышите? Что же это там такое? Посмотрите, кто к нам пришел. Дети выходят в центр зала
Дети: -Это ёжик.

Ёжик: Здравствуйте ребята я очень рад, что пришёл к вам гости.

Воспитатель: Ежик, а что у тебя в корзине?

Ёжик: А вы ребята угадайте что там.
Воспитатель подносит корзину к детям. Дети по запаху определяют фрукты в корзине.

Воспитатель: Давайте поблагодарим ёжика за подарок.
Выскажем ему свои пожелания.

Ребенок: -Желаю что бы ёжик хорошо перезимовал.
Воспитатель: -А давайте поможем ёжику сделать запасы на зиму
Дети подходят к столу выбирают себе задание, выполняют его.
Ёжик: спасибо ребята вам за пожелания, спасибо вам за помощь, теперь у меня много запасов. До свидания.
Дети встают полукругом произносят слова
Осень чудная пора
Любит осень детвора
Но, пришла пора прощаться
Здравствуй зимушка зима!
Воспитатель: А теперь пора нам попрощаться с гостями.
Дети выходят из зала.





15