Формирование орфографического самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе

Стенина М. Н.

Формирование орфографического самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе

Стенина Марина Николаевна,

учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 9» г.о. Тольятти Самарской области

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или умении увидеть уже совершенные ошибки.

Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться. В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль

– один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или умении увидеть уже совершенные ошибки.

Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о


его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Условия формирования орфографического самоконтроля:

1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографического самоконтроля:

активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Формирование орфографического самоконтроля условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап. Прежде необходимо научить слушать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах.

Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся уже осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударения. В связи

этим особое значение приобретают упражнения звуко-буквенного анализа слова.

период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Необходимо развивать умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции, т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:
1.Полсловечка за вами (балкон, ворон).

2.Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.
3.Слоговой аукцион (Ба-ня, -нан, -ран). 4.Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.

5.Исключение звука из слова: роса-оса.

6.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

2 этап. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

3 этап. Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

При изучении особенностей усвоения орфографии необходимо, прежде всего, дифференцировать орфограммы. Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой.

Игра «Найди опасное место»: учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.

«Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора», как только найдёте в слове «опасное место».

«Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет – пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

«Кто больше насобирает орфограмм?»

«От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность.

Пример: «храбрец от слова храбрый, кофейник от слова кофе, а тащить от слова тощий?»

Алгоритм списывания:

прочитай предложение так, как оно слышится;

повтори по памяти;

подчеркни «опасные места», орфограммы;

еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;

пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;

проверь по книге.

Письмо по памяти:

– Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

– Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

– Упражнение в запоминании.

– Орфографическое чтение слов с орфограммами.

– Запись.

– Проверка.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографического самоконтроля дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.

Важно не просто накормить голодного рыбой, главное научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь

Список литературы

Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии.Русский язык в школе. – 2003 – №2.- С. 3-9.
Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений. Русский язык в школе. –

1988.- №2.- С.34-39.

Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Начальная школа. -2002- №2-С.56

Баранов С.П. Принципы обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 241с.

Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. Русский язык в школе. – 12986 – №6.- с. 23 – 26.

Биба А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку. Начальная школа до и после.- 2005. – №4.- С.15-18.



15